2.3. Положения и практика в области регулирования регионального сотрудничества и преференциальной торговли (в т.ч. в области невзаимных преференций)
РТС, заключаемые в целях обеспечения более льготного торгово-экономического режима для стран-участниц, чем для других стран, нарушают один из основных принципов ВТО – режим наибольшего благоприятствования. Чтобы избежать правовой коллизии, соглашение ГАТТ квалифицирует РТС как исключение из многосторонних торговых правил.
В момент формирования системы ГАТТ/ВТО невозможно было не учитывать вопрос региональной экономической интеграции. Поэтому правила регулирования РТС были впервые установлены ещё в 1947 г. в ГАТТ. Статья XXIV ГАТТ, дополненная ее толкованием, принятым в результате Уругвайского раунда, представляет собой правовую базу для подписания РТС в сфере торговли товарами. Разрешающая оговорка, принятая в 1979 г., закрепила правила взаимного сокращения тарифов в торговле товарами между развивающимися странами. Правила, регулирующие торговлю услугами в рамках РТС, принятые на Уругвайском раунде, закреплены в статье V ГАТС.
Основные положения ВТО разрешающие создание РТС
Текст ГАТТ, Ст. XXIV |
Развязывающая оговорка L/4903 (Differential and More Favourable Treatment, Reciprocity and Fuller Participation of Developing Countries - Decision of 28 November 1979 (Enabling Clause - L/4903) |
Tекст ГАТС,Ст. V |
Статья XXIV ГАТТ имеет подзаголовок «Территориальное применение – приграничная торговля - таможенные союзы и зоны свободной торговли и носит достаточно сконцентрированный характер, т.к. предметом статьи являются три самостоятельных вопроса, хотя по каждому из них важное значение имеет понятие «территория» или «таможенная территория». Статья состоит из 12 параграфов. В первых двух устанавливаются принципы территориального применения ГАТТ. Параграф 3 определяет право соседних стран отступать от РНБ, предоставлять друг другу льготы в приграничной торговле. Параграфы с 4 по 12 посвящены непосредственно интеграции.
Таким образом, в статье XXIV ГАТТ-1947 было впервые сформулировано определение «зоны свободной торговли» и «таможенного союза». Оно перешло в ГАТТ-1994 и, следовательно, в документы ВТО. Это определение приводится ниже.
«Под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией при условии, что пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли отменяются практически в отношении всей торговли между составляющими территориями таможенного союза». … «при условии, что одни и те же пошлины и другие меры регулирования торговли применяются каждым членом таможенного союза по отношению к торговле с территориями, не включенными в таможенный союз».
Под зоной свободной торговли «понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли в отношении практически всей торговли между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих из этих территорий».
В статье XXIV ГАТТ определяются условия, соблюдать которые должны государства, создающие зону свободной торговли или таможенный союз. Главное условие заключается в том, что эти экономические группировки должны содействовать развитию мировой торговли в целом, а не только региональной торговли.
Но при этом: страны-участницы таможенного союза, заменяя свои национальные таможенные территории единой территорией таможенного союза и создавая общую таможенную границу таможенного союза при замене действующих национальных таможенных пошлин общими таможенными пошлинами таможенного союза должны исходить из того, что вновь учрежденные пошлины не могут быть более ограничительными, чем ранее существовавшие национальные.
По итогам Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг.) появилась Договоренность о толковании статьи ХXIV ГАТТ-1994, в которой содержится методология сопоставления пошлин и оценки Секретариатом ВТО того, как участницы таможенного союза и зон свободной торговли выполняют названные выше положения. Договоренность содержит также обязательства стран-участниц таможенного союза в случае повышения ставок пошлин прибегнуть к переговорам или консультациям с теми членами ВТО, которых это будет затрагивать. Цель этих консультаций – поиск взаимоприемлемого урегулирования возникающих конфликтов.
На первый взгляд, приведенные в ГАТТ определения ставят участников региональных торговых соглашений в достаточно жесткие рамки. Однако на деле оказалось, что применить некоторые из его положений не просто. Главное из них - понятие «в основном вся торговля» (англ. - substantially all the trade). Отсутствие количественного определения этого понятия явилось источников серьезных дискуссий в ГАТТ-47. Однако, и в ГАТТ-94, значительно уточнившем ряд других положений об интеграции, этот вопрос остался нерешенным.
Дополнительную свободу для участников интеграционных группировок дает возможность применять в отношении друг друга количественные, валютные ограничения или ограничения из общего исключения по соображениям охраны жизни и здоровья людей.
С другой стороны, применение этих мер не должно становиться дополнительным источником дискриминации. Например, страна-участница ТС может ввести импортную квоту, но эта квота должна применяться и против товаров других участников группировки, т.е не может быть направлена лишь против третьих стран.
Также исходя из положений параграфа 8 ст. XXIV ГАТТ, участники ЗСТ и ТС не могут применять во взаимной торговле такие ограничения как антидемпинговые и компенсационные пошлины.
В число правовых документов, разрешающих создание соглашений между развивающимися странами, входит Решение о дифференциальном и более благоприятном режиме взаимности и большем участии развивающихся стран. Решением утверждена общая система преференций, обеспечивающая более благоприятный режим в отношении нетарифных барьеров, правил торговли на основе преференций для развивающихся стран и особые условия для наименее развитых стран. Положение о создании благоприятных условий является добровольной нормой и не носит обязательного характера. В ответ развивающиеся страны согласились на поэтапное вхождение в режим международной торговли и принятие более высоких обязательств по мере улучшения своего экономического положения.
В соответствии с «разрешающей оговоркой» можно заключать объединения так называемой неполной, частичной или мелкой интеграции, как правило, создаваемые на основе секторальных соглашений. Такие соглашения не обеспечивают полного устранения тарифных и нетарифных барьеров, но создают определенную зону преференциальной торговли.
По мере развития ВТО односторонние торговые преференции, аналогичные тем, что применяются в рамках общей системы преференций, стали предоставляться гораздо реже, а их значение снизилось. Предоставляются преференции такого типа главным образом наименее развитым странам. В соответствии со статьей 9 Соглашения об учреждении ВТО, для введения в действие схемы торговых преференций между промышленными и развивающимися странами требуется получить разрешение на освобождение от принятых обязательств (так называемый вейвер) и правил ВТО сроком на один год, но получить такое разрешение можно только в том случае, если за него проголосуют три четверти членов ВТО.
Основанием для создания РТС в торговле услугами являются Статья V ГАТС. Эта статья предусматривает возможность изъятия из режима наибольшего благоприятствования в связи с Соглашением об экономической интеграции, и позволяет предоставлять друг другу преференциальный режим в торговле услугами, не распространяя его на других членов соглашения.
Текст статьи фактически определяет как само понятие «либерализация торговли услугами», так и условия проведения такой либерализации, выполнение которых необходимо для того, чтобы соответствующее соглашение было признано «экономической интеграцией» для целей ГАТС.
Первое условие – «существенный секторальный охват». В специальной сноске разъясняется, что под этим следует понимать количественную оценку числа секторов, охваченных соглашением, объема торговли, а также способов поставки услуги. При этом соглашение не должно априори исключать какой-либо из способов поставки услуги.
Второе условие – «устранение дискриминации внутри группировки путем предоставления услугам иностранного происхождения национального режима в секторах, на которые распространяется «соглашение о либерализации торговли». Иными словами, соглашения должны облегчать торговлю между государствами-членами и не увеличивать в отношении третьих стран общий уровень барьеров в торговле услугами в любых секторах. Этот критерий аналогичен с учетом специфики торговли услугами критерию отмены пошлин в зоне свободной торговли в контексте ст. XXIV ГАТТ.
В отличие от торговли товарами доступ на рынок услуг, ограничивается не пошлинами, а препятствиями нетарифного, главным образом, административного характера, которые направлены, преимущественно, на защиту права национальных поставщиков на предоставление услуг (например, ограничения на инвестиции, особые условия регистрации иностранных предприятий, запреты или ограничения для отечественных потребителей пользоваться иностранными услугами, ограничения прав на въезд иностранных поставщиков услуг и т.д.). Поэтому основные принципы ГАТС, во многом аналогичные нормам ГАТТ, имеют свою специфику.
В отличие от ГАТТ, текст ГАТС не делает и попытки определить, как можно рассчитать «общий уровень барьеров». Поскольку общий уровень барьеров выступает здесь как единственный критерий, можно предположить, что неопределенность этой формулировки будет порождать споры и разногласия в рамках ГАТС. Возможности компенсации более реальны в случаях, когда страна, входящая в интеграционную группировку, вынуждена по тем или иным причинам прибегнуть к модификации или отзыву какой-либо позиции из своего списка специфических обязательств.
ГАТС не определяет, даже примерно, продолжительность «разумного периода времени», в течение которого государства могут создавать зону свободной торговли услугами. Не ясно и то, в каких случаях охват секторов торговли услугами может быть признан недостаточным для «признания» такой группировки соответствующей требованиям ГАТС. Ссылка на учет других направлений интеграции между теми же странами мало что дает на практике: её легко можно трактовать как в пользу участников интеграции, так и наоборот.
Типы соглашений, заключаемых в ВТО
В соответствии с положениями ВТО участники РТС могут заключать следующие виды соглашений:
· Соглашение о зоне свободной торговли, определяемое Параграфом 8(b) Статьи XXIV ГАТТ -1994;
· Таможенный союз, определяемый Параграфом 8(a) Статьи XXIV ГАТТ -1994;
· Соглашение об экономической интеграции, определяемое Статьей V ГАТС;
· Соглашения с ограниченным охватом. Оно не определяется каким-либо соглашением ВТО и охватывает торговлю лишь определенными видами продукции. Соглашения с ограниченным охватом заключаются на основании параграфа 4 (a) «Разрешающая оговорка».
Механизм мониторинга РТС в рамках ВТО
Вопрос о влиянии интеграционных блоков и объединений на мировую торговлю и торговую систему стал предметом обсуждения уже первых министерских конференций ВТО и деятельности созданного в 1996 г. при Секретариате ГАТТ Комитета по региональным торговым соглашениям (КРТС) ВТО. Этот Комитет занимается рассмотрением всех РТС, кроме тех, которые были заключены в рамках «разрешающей оговорки». Такие соглашения рассматриваются Комитетом ВТО по торговле и развитию на специально назначенной сессии.
Переговоры, направленные на уточнение и совершенствование действующих норм и процедур ВТО в области региональных торговых соглашений были включены в повестку дня Дохийского раунда в связи с нечеткостью и незавершенностью правил ВТО, дающим государствам право на формирование РТС. Некоторые положения допускают двойственность их толкования и позволяют странам уклоняться от соблюдения основополагающих принципов ВТО.
С увеличением количества РТС и расширением торгово-экономических сфер, которые они регулируют, в правовом поле многосторонней торговли обнаруживается все больше лазеек, которые могут привести к появлению новых торговых барьеров, дискриминации между странами-участницами и не участницами РТС.
В конце 2006 года Генеральный совет ВТО учредил на временной основе новый транспарентный механизм для рассмотрения всех региональных торговых соглашений (документ ВТО WT/L/671). Это решение дополняет положения по обеспечению транспарентности, которые содержатся в статье XXIV ГАТТ-1994, статье V ГАТС, а также в Решении по дифференцированному и более благоприятному режиму, взаимности и более полному участию развивающихся стран (Решение от 28 ноября 1979 года) и устанавливает ряд обязательств для членов ВТО, которые позволят увеличить прозрачность РТС.
В соответствии с Решением члены ВТО должны стремиться к раннему информированию Секретариата ВТО о проведении переговоров по подготовке РТС, а также должны сообщать о недавно заключенных РТС. Так, члены ВТО должны предоставить уведомление об РТС сразу же после ратификации соглашения и до начала применения преференциального режима между его участниками. Также страны должны направить в ВТО полный текст соглашения на одном из официальных языков ВТО. Затем РТС рассматривается членами ВТО в рамках специальной процедуры, предусмотренной в пунктах 6-13 Решения.
Для того, чтобы члены организации могли получить наиболее полную информацию о РТС, стороны этого соглашения должны направить в Секретариат ВТО данные, указанные в Приложении к Решению. Например, по РТС, регулирующему торговлю товарами, требуется информация о тарифных уступках, тарифах режима наибольшего благоприятствования, а также по преференциальным правилам происхождения товаров, импортной статистике и проч. На основе этой информации Секретариат ВТО готовит подробную презентацию о РТС, которая распространяется среди членов ВТО за 8 недель до заседания, которое посвящено обсуждению этого РТС. Не позднее, чем за 4 недели до проведения заседания члены ВТО имеют право запросить дополнительную информацию или дать комментарии относительно рассматриваемого соглашения. За три дня до обсуждения Секретариат ВТО предоставляет всем заинтересованным членам информацию, содержащую ответы на вопросы.
Члены ВТО, участвующие в РТС, также должны сообщать в Секретариат ВТО информацию обо всех изменения, связанных с торговым соглашением.
Региональные торговые соглашения и инвестиционные положения
Существует два подхода к международному экономическому сотрудничеству в области инвестиций. Первый и традиционный подход – это заключение двусторонних инвестиционных соглашений между странами. Второй подход подразумевает подписание региональных торговых соглашений, включающих инвестиционные положения.
Несмотря на то, что двусторонние соглашения остаются наиболее распространенным форматом для регулирования вопросов поощрения и защиты иностранных инвестиций, важной тенденцией мировой экономики стало значительное распространение региональных торговых соглашений, регулирующих инвестиционные вопросы. Положения об инвестициях, как правило, встречаются в РТС, регулирующих торговлю услугами. Международный обмен услугами более тесно, чем международный обмен товарами, связан с движением прямых иностранных инвестиций и возможностью создания контролируемых иностранным капиталом компаний, которые предоставляют услуги на чужой территории. Включение инвестиционных положений в РТС породило новый тип торговых соглашений, которые не имеют аналога на многостороннем уровне.
К настоящему времени не выработано всеобъемлющего универсального соглашения по инвестициям. В рамках ВТО отдельные аспекты инвестирования затрагиваются Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам, а также Генеральным соглашением по торговле услугами в части 3 способа поставки (коммерческое присутствие). В ГАТС используется определение инвестиций, которые осуществляются компаниями и, таким образом, этот подход охватывает только деловые и профессиональные учреждения, которые принадлежат иностранному инвестору. Двусторонние инвестиционные соглашения, напротив, чаще опираются на более широкое определение, связанное с активами и поэтому регулируют портфельные инвестиции и различные формы материального и нематериального имущества.
Большинство региональных торговых соглашений содержат как положения по поощрению и защите иностранных инвестиций, традиционно охватываемые двусторонними соглашениями, так и положения по либерализации иностранных инвестиций и комплексной торговле услугами.
Нужно отметить, что РТС, направленные на либерализацию торговли и инвестиций, становятся более продвинутыми, чем многосторонние правила. Такие РТС учитывают различные стратегии компаний, которые сочетают ПИИ и торговлю для создания глобальных цепочек стоимости, что в дальнейшем позволяет максимизировать производительность посредством распространения товаров или услуг среди различных стран.
Можно выделить ряд факторов, которые определяют причины включения положений, регулирующих торговлю, параллельно положениям по инвестициям в региональные торговые соглашения.
Первый состоит в том, что РТС придают доступу на рынок и инвестиционной либерализации большее значение, чем вопросам поощрения и защите инвестиций. Как правило, двусторонние соглашения не включают в себя положения о недискриминации для учреждения предприятий. Переход от двусторонних соглашений к РТС предполагает открытие рынков и переговоры, подобные тем, что проводятся в области торговли.
Во-вторых, уступки по инвестициям могут быть компенсированы выигрышем от торговли в рамках одного соглашения и страны могут более комплексно осуществлять процесс открытия рынка, который неминуемо затрагивает как торговлю, так и инвестиции.
В-третьих, РТС заключается на неопределенный период, тогда как двусторонние соглашения заключаются на определенный период, к примеру, на 10 лет. Неограниченные по времени обязательства в области торговли и инвестиций делают РТС более привлекательными для фирм, которые ищут долгосрочные возможности ведения бизнеса на новых рынках. Правительства стран также заинтересованы в долгосрочных обязательствах, особенно, учитывая сложность ратификации соглашений в области либерализации торговли и инвестиций.
В-четвертых, в условиях слабого прогресса в рамках Дохийского раунда, отсутствия многостороннего соглашения по инвестициям и прогресса в области либерализации торговли услугами именно региональные торговые соглашения для многих стран стали механизмом развития инвестиционных положений и либерализации рынков развивающихся стран.
Наконец, поскольку большинство из существующих инвестиционных барьеров направлено на сферу услуг, двусторонняя инвестиционная либерализация в рамках РТС в соответствии со статьей V ГАТС, позволяющей делать изъятия из РНБ, оказывается очень удобной.
Таким образом, страны одновременно обеспечивают выборочное предоставление преференциального режима, и соответствие инвестиционных правил принятым в рамках ВТО обязательствам.
Результаты развития РТС
Большое число членов ВТО использует РТС в качестве одного из инструментов регулирования торговли и, в лучшем случае, – в качестве дополнения к режиму наибольшего благоприятствования. Экономические аспекты отражают лишь одну сторону стратегии РТС. Зачастую они преследуют более широкие внешнеполитические цели или цели политики безопасности. С ростом числа РТС возник так называемый эффект «чаши со спагетти» («spaghetti bowl»), когда целый ряд стран одновременно состоит в разных РТС. В результате появляется множество торговых правил, различных административных процедур и пр., что серьезно запутывает торговое законодательство и осложняет проведение торговой политики.
Активизация РТС создает новые сферы регулирования и возможности, а также ставит новые задачи перед ВТО. Для многих стран, прежде всего, для развивающихся, реализация принципа свободной торговли может способствовать проведению внутренних реформ и стимулирует конкуренцию, что способствует их интеграции в мирохозяйственные связи. Для лидеров мировой торговли это неизбежно означает диверсификацию мировых рынков товаров и инвестиций.
Мега РТС - новые игроки международной торговой системы
Развитие положений, охватываемых региональными торговыми соглашениями (РТС), а также расширение круга их участников привело не только к увеличению числа РТС в мире, но и появлению проектов по созданию крупнейших торгово-политических блоков, получивших название мега-РТС. К этим амбициозным проектам относятся Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (Т-ТИП), Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), Региональное комплексное экономическое партнерство (РКЭП), и Трёхсторонняя зона свободной торговли. Воплощение в жизнь всех четырех масштабных зон свободной торговли будет оказывать влияние не только на торгово-экономические связи участвующих стран, но и на мировую торговую систему в целом. Изучение мировых тенденций в сфере интеграции актуально для России, развивающей Единое экономическое пространство с Арменией, Белоруссией и Казахстаном, с возможностью включения в данную группировку новых стран.
Соглашение о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве
В июне 2013 г. США и ЕС объявили о начале переговоров по Соглашению о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве – ТТИП (The Transatlantic Trade and Investment Partnership Agreement, T-TIP). Соглашение будет направленно на создание зоны свободной торговли, обеспечивающей беспошлинную торговлю на территории с населением 820 млн. чел. Планируется, что соглашение будет носить комплексный характер и охватывать торговлю товарами, в т.ч. сельскохозяйственными, нетарифные барьеры и техническое регулирование, правила происхождения товаров, торговлю услугами и инвестиционное сотрудничество. Соглашение будет включать в себя вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности, защитой окружающей среды, регулированием деятельности государственных предприятий. Важным представляется намерение сторон о создании собственного механизма по разрешению споров.
Идея заключения соглашения о зоне свободной торговли ЕС-США не нова. Необходимость создания аналога Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), но с участием Европы, была озвучена ещё во времена Б. Клинтона. Однако создание ВТО и последующий запуск сверхамбициозного Дохийского раунда переговоров несколько сместил акцент с двустороннего сотрудничества на многосторонний уровень. При этом, несмотря на активное участие ЕС в сети региональных торговых соглашений, их основной торгово-политический партнер, США, сталкиваются со значительными тарифными и нетарифными барьерами при доступе на европейский рынок. Однако сейчас, когда страны стремятся увеличить темпы роста национальных экономик, а двусторонние торговые соглашения стали гибким и эффективным инструментом торговой политики в условиях пробуксовки многосторонних переговоров, идея соглашения об экономическом партнерстве вновь стала популярной.
Эффект создания этого торгово-инвестиционного блока оценивается следующими показателями: через 5 лет после его создания экспорт США и ЕС на рынки друг друга увеличится на 150 млрд. долл., размер ВВП увеличится на 250 млрд. долл., будет создано 500 000 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Также увеличится международная конкурентоспособность фирм из США и ЕС, учитывая значительный объем их взаимных трансатлантических операций. Кроме того, Т-ТИП подразумевает тепличные условия для взаимных инвестиций.
Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство
В Азиатско-Тихоокеанском регионе планируется создание интеграционного мега-объединения, это Транстихоокеанское партнерство, ТТП (Trans–Pacific Partnership, TPP). 5 октября 2015 г. в США состоялось подписание Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, участниками которого стали 12 государств: США, Япония, Мексика, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Перу, Чили, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Сингапур. На эти страны приходится почти 40% мирового ВВП и 25% мировой торговли, т.е., хотя по величине макроэкономических показателей ТТП меньше, чем Т-ТИП между ЕС и США, тем не менее, данные два проекта сопоставимы по размеру.
Изначально ТПП было проектом небольшой группы стран – над созданием своего интеграционного объединения в 2003 г. стали работать Новая Зеландия, Сингапур и Чили. В 2005 г. к ним присоединился Бруней, после чего страны подписали соглашение об учреждении ТТП между четырьмя странами, вступившее в силу в 2006 г. Это соглашение охватывает далеко не только вопросы торговли товарами, но и такие важные и сложные вопросы как торговля услугами, вопросы интеллектуальной собственности, правительственные закупки, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры и др. Согласно соглашению к 2006 г. все тарифы в торговле между странами должны были быть снижены на 90%, а к 2015 г. – полностью.
В 2008 г. интерес к проекту стали проявлять США, Австралия, Вьетнам и Перу. С этого момента США взяли на себя лидирующую роль в движении к достижению соглашения, причем гораздо более масштабному, как с точки зрения количества стран-участников, так и комплексности включенных вопросов. В 2010 г. переговоры о присоединении к ТТП начала Малайзия, в 2012 г. – Канада и Мексика, в 2013 г. – Япония. Также существует вероятность присоединения к блоку новых стран.
Все страны-участники переговоров о ТТП входят в АТЭС, в котором всего 21 участник, при этом переговоры о ТПП ведутся не в рамках АТЭС. Что касается двенадцати стран, участвующих в создании ТТП, то у всех из них есть соглашения о свободной торговле хотя бы с одной из других двенадцати стран, лидируют Чили – у них есть соглашения о ЗСТ с 10 странами, кроме Вьетнама; у Сингапура – с 9, кроме США и Канады. Кроме того, внутри группы 12 стран есть пять соглашений, в которых участвуют не две, а более стран: НАФТА (США, Канада, Мексика), отмеченный выше прообраз ТТП в составе Сингапура, Малайзии, Вьетнама и Брунея, зона свободной торговли Японии с данными четырьмя странами, зона свободной торговли между Австралией, Новой Зеландией и данными четырьмя странами, зона свободной торговли Чили, Новой Зеландии, Сингапура и Брунея.
Ряд важных участников АТЭС (Россия, Китай, Южная Корея, Индонезия, Таиланд) не участвовали в переговорах. Ряд американских ученых и экспертов указывают на то, что данное соглашение является определенным противовесом Китаю в регионе.
Региональное комплексное экономическое партнерство
Другим проектом создания мега-блока стало Соглашение по Региональному комплексному экономическому партнерству, РКЭП (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). Переговоры по проекту были официально запущены в ноябре 2012 г., а первый раунд переговоров прошел в мае 2013 г. в Брунее. Планируется, что переговоры по созданию РКЭП завершатся в 2015 г. В переговорах по РКЭП участвуют 16 стран, включая страны АСЕАН и их партнеров по ЗСТ: Австралию, Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Новую Зеландию. При этом между АСЕАН, с одной стороны, и Австралией и Новой Зеландией – с другой, в 2009 г. состоялось подписание соглашения о создании зоны свободной торговли (AANZFTA), которое носит комплексный и всеобъемлющий характер и является единственным соглашением о глубокой экономической интеграции, которое подписала Ассоциация со странами-партнерами по диалогу. Соглашение по Региональному комплексному экономическому партнерству стало, по сути, своеобразной реакцией стран Азии и Океании на переговоры о создании ТТП. РКЭП, которое во многом форсируется Китаем, ставит целью создание более либерального торгово-инвестиционного режима в регионе. Данное объединение открыто для других стран-участниц зон свободной торговли с АСЕАН после проведения переговоров о присоединении.
16 стран-участниц переговоров по РКЭП формируют около 29% мирового ВВП, на них приходится 30% мировой торговли. Предполагается, что в результате создания Регионального комплексного экономического партнерства произойдет ускорение экономического развития, укрепление партнерских отношений и углубление интеграции в регионе.
Трехсторонняя зона свободной торговли
В июне 2015 г. 26 африканских государств, входящих в три наиболее влиятельных экономических организации Восточной и Южной Африки — Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканское сообщество (ВАС) и Сообщество развития Юга Африки (САДК) подписали соглашение о Трёхсторонней зоне свободной торговли. Подписание документа явилось кульминацией двенадцатилетних переговоров между странами-членами трех африканских интеграционных объединений, конечной целью которых является слияние данных объединений. На данной стадии речь идет о зоне свободной торговли товарами с последующим введением в нее услуг и инвестиций. Данное соглашение является первым шагом на пути формирования всеафриканской зоны свободной торговли, которую рассчитывают создать к 2017 г.
На территории нового экономического блока проживают более 600 млн чел., что составляет более половины населения Африки, производится 60% от совокупного ВВП континента. Одним из важнейших последствий соглашения, по мнению экспертов, должно стать создание рабочих мест для молодежи, которая составляет 60% населения Африки, и, таким образом, соглашение поможет разрешению проблемы нелегальной миграции. Поэтому инициативу создания зоны свободной торговли поддерживают Всемирный банк и Всемирная торговая организация.
ТС и ЕАЭС
Участие России в региональных торговых соглашениях до последнего времени сводилось к задачам сохранения и развития экономических связей на постсоветском пространстве. Региональные торговые соглашения подписывались (но не всегда вступали в силу) с участием стран Содружества Независимых Государств. Поэтому задачи торговой политики России в отношении РТС со странами постсоветского пространства обусловлены стремлением осуществить «глубокую интеграцию»: образование таможенных союзов, союзного государства, единого экономического пространства, Евразийского экономического союза.
С 1 января 2010 г. начал функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. С этого момента страны-участницы стали применять во внешней торговле с третьими странами Единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, были упорядочены тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран. С 1 июля 2010 г. были отменены таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля 2010 г. – и на территории Белоруссии. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, начали осуществляться таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза. В июле 2010 г. для России, Белоруссии и Казахстана начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза.
Следующим важным шагом в развитии ТС стало образование Единого экономического пространства (ЕЭП), которое формально стало работать с 2012 г. Именно формирование ЕЭП должно было создать основу для перехода к такой глубокой форме интеграции как Евразийский экономический союз.
С 1 января 2015 г. вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Договор о ЕАЭС включил в себя положения множества договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, а также Единого экономического пространства, подписанных в 2007-2011 гг. За 2015 г. состав членов ЕАЭС расширился. Так, со 2 января 2015 к объединению присоединилась Армения, а с 12 августа 2015 г. – Киргизия.
Как следует из статьи 1 Договора о ЕАЭС, в рамках учреждаемого его сторонами Евразийского экономического союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС. ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Договором вводится новое понятие «право Союза», которое согласно статье 6 составляют: сам Договор; международные договоры в рамках ЕАЭС; международные договоры ЕАЭС с третьими сторонами; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и ЕЭК.
Международные договоры ЕАЭС с третьими сторонами не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования ЕАЭС. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках ЕАЭС и Договором о ЕАЭС приоритет имеет Договор о ЕАЭС. Решения и распоряжения органов ЕАЭС не должны противоречить Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках ЕАЭС. Решения органов ЕАЭС имеют следующую иерархию: решения Высшего Евразийского экономического совета, решения Евразийского межправительственного совета, решения ЕЭК.
В пределах своей компетенции ЕАЭС имеет право осуществлять международную деятельность, направленную на решение стоящих перед ним задач. В рамках такой деятельности ЕАЭС имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Порядок осуществления ЕАЭС международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета.
Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, их подписание, выражение согласия на обязательность таких договоров для ЕАЭС, их прекращение, приостановление или выход из них осуществляются на основании решений Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.
Государства-члены ЕАЭС также вправе применять двусторонние международные договоры между собой, предусматривающие более глубокий по сравнению с положениями Договора о ЕАЭС или международных договоров в рамках ЕАЭС уровень интеграции или предоставляющие дополнительные преимущества в пользу их физических и (или) юридических лиц, и заключать такие договоры при условии, что они не затрагивают осуществление ими и другими государствами-членами своих прав и выполнение обязательств по Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках ЕАЭС.
Следует отметить ряд правил, касающихся транспарентности деятельности органов ЕАЭС. Договором о ЕАЭС установлено, что международные договоры в рамках ЕАЭС, международные договоры с третьими сторонами и решения органов ЕАЭС подлежат официальному опубликованию на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет. Дата публикации решения органа ЕАЭС на сайте признается датой официального опубликования данного решения. Ни одно решение не может вступить в силу до его официального опубликования.
Органы ЕАЭС должны обеспечивать предварительное опубликование проектов решений на указанном сайте, как минимум, за 30 календарных дней до даты, когда данное решение планируется к принятию (в исключительных случаях могут быть предусмотрены иные сроки). Заинтересованные лица могут представлять свои комментарии и предложения по проектам решений.
Соотношение норм ВТО и Евразийского экономического союза
Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. не утратил силу и в связи с созданием ЕАЭС.
Положения Договора предусматривают, что с даты присоединения России к ВТО положения Соглашения ВТО, а также обязательства, зафиксированные в Протоколе о присоединении России к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых делегированы ЕЭК Россией, становятся частью правовой системы Союза.
В компетенцию ЕЭК в настоящее время входит часть вопросов, включенных в нормативную базу ВТО, за исключением Соглашения ВТО по торговле услугами, Соглашения ВТО по защите прав интеллектуальной собственности, Соглашения ВТО по инвестиционным мерам и ряда соглашений ВТО с ограниченным числом участников.
По указанным вопросам на уровне ЕЭК принимаются решения, обязательные для исполнения государствами-членами ЕАЭС. Но ограниченная компетенция ЕЭК в части регулирования внешнеторговой деятельности с третьими странами не означает неприменения к отношениям, регулируемым внутри Союза, норм базовых соглашений ВТО (ГАТТ, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС).
Таким образом, теперь при рассмотрении любого спорного вопроса, связанного с внешней торговлей товарами, в качестве аргумента заинтересованный представитель бизнеса может приводить не только нормы национального и наднационального законодательства, но и документы ВТО. Это делает право Союза более понятным и прозрачным, а также ограничивает "гибкость" нормотворчества по вопросам, которые уже окончательно урегулированы в ВТО.
Положения и практика в области регулирования регионального сотрудничества.pptx
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.