Публикации
Вопросы национальной безопасности играют первостепенную роль в торговой политике США. В статье показано, что исторически США, будучи стороной ГАТТ‑47, испытывали внутренние трудности при разработке правил в отношении исключений по соображениям безопасности. Противостояние Госдепа с ведомствами, занимающимися послевоенным планированием, наложило отпечаток двусмысленности на формулировки правил торговли. В последние годы Вашингтон активно применяет ограничительные торговые меры, ссылаясь на исключения по соображениям национальной безопасности в праве Всемирной торговой организации (ВТО). Доклад третейской группы по спору “Российская Федерация – меры в отношении транзита товаров” внес вклад в интерпретацию соответствующих исключений. В то же время определение “границ” использования таких мер остается открытым. Актуальность проблемы становится еще более очевидной, если отметить, как дискурс смещается в сторону других источников проблем национальной безопасности, помимо военных угроз. Смещение фокуса с парадигмы многостороннего либерализма в сторону экономического национализма требует переосмысления подходов, заложенных в фундамент многосторонней торговой системы. Автор приходит к выводу, что США не заинтересованы в уточнении правил ВТО по национальной безопасности и стремятся сохранить статус-кво, дающий им свободу действий в торговой политике.
Настоящая статья представляет собой глубокий анализ принципиально нового для современного этапа международного инвестиционного сотрудничества соглашения между такими крупными партнерами, как Европейский союз и Китай. Необходимость его подписания обусловлена стагнацией мировой экономики, усилением протекционистских тенденций, кризисом многосторонней торговой системы и усилением позиций Китая, что делает данный рынок все более привлекательным для международных инвесторов, но требует обеспечения прозрачных правил инвестирования и усиления регуляторной составляющей. Подобное исследование является первой публикацией, посвященной анализу хода и результатов переговорного процесса. Авторы сделали вывод о том, что возможность обеспечения защиты своих инвесторов на рынке страны партнера является главным фактором выбора рынка для инвестиций. Авторы утверждают, что активизация двустороннего сотрудничества между ЕС и Китаем стала важнейшим аргументом инициации переговоров по новому соглашению и стремления к достижению баланса интересов, что обуславливает соответствующий ход переговоров. Целью настоящей статьи стал анализ базовых положений инвестиционного со-глашения нового формата, на основе которого авторами была дана оценка готовности КНР и ЕС к предоставлению расширенного доступа иностранным игрокам, а также выявления основных проблем в части действующих регуляторных режимов инвестирования и возможности достижения баланса интересов крупнейших торговых партнеров. Методология исследования основана на качественном анализе содержания отдельных статей и положений, а также количественном анализе с применением модели общего равновесия на примере автомобильной отрасли как одного из самых масштабных и сложных секторов. Авторская оценка эффекта Соглашения позволяет актуализировать выводы о целесообразности формирования договоренностей такого формата для достижения взаимовыгодного доступа Европейского союза и Китая на рынки друг друга, а также для третьих стран. Данный опыт может быть использован при подписании инвестиционных соглашений между другими странами.
В учебнике излагаются наиболее значимые и актуальные тренды, происходящие в современной мировой экономике, и рассматривается их влияние на деятельность международных компаний. РазделI посвящен изучению основных понятий, источников конкурентоспособности и стратегий ведения международного бизнеса. В разделеII рассмотрены ключевые изменения, происходящие в системе многостороннего регулирования внешней торговли и принципов регулирования современных способов совершения торговых сделок. РазделIII освещает специфику деятельности международных компаний в условиях финансовой глобализации, рассматривает основы регулирования их инвестиционной деятельности и источники финансирования. В разделеIV излагается влияние наиболее актуальных трендов на международный бизнес: цифровизации и технологического развития, глобальных цепочек создания стоимости, экологических аспектов и устойчивого развития. Предназначен для студентов образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Экономика», содержащих специализации по мировой экономике или международному бизнесу.
В учебнике излагаются наиболее значимые актуальные тренды, происходящие в современной мировой экономике, и рассматривается их влияние на деятельность международных компаний.
Раздел I посвящен изучению основных понятий, источников конкурентоспособности и стратегий ведения международного бизнеса. В Разделе II рассмотрены ключевые изменения, происходящие в системе многостороннего регулирования внешней торговли и принципов регулирования современных способов совершения торговых сделок. Раздел III освещает специфику деятельности международных компаний в условиях финансовой глобализации, рассматривает основы регулирования их инвестиционной деятельности и источники финансирования. В разделе IV излагается влияние наиболее актуальных трендов на международный бизнес: цифровизации и технологического развития, глобальных цепочек создания стоимости, экологических аспектов и устойчивого развития.
Учебник предназначен для студентов образовательных программ бакалавриата по направлению «Экономика», содержащих специализации по мировой экономике или международному бизнесу.
Последние два десятилетия XXI в. насыщены экономическими и политическими потрясениями. ЕАЭС постоянно приходится преодолевать беспрецедентные вызовы, и союзное сотрудничество стало мощным инструментом противостояния искажениям обычных правил делового оборота и сокращению пространства свободного рынка. В докладе использованы оригинальные авторские методики расчета индексов интеграции в торговле товарами, услугами и в сфере инвестиций на пространстве ЕАЭС, которые рассчитываются на постоянной основе уже пятый год, что позволяет строить динамические ряды и отслеживать развитие интеграционных процессов. Каждый год меняются темы, посвященные развитию технологий на пространстве ЕАЭС, в настоящей версии это «зеленая» экономика. Страновые обзоры представлены по проблеме изъятий в сфере торговых режимов и экосистемам экспорта. Особое место занимает тема малого предпринимательства, которая в сложных экономических условиях выходит на первый план в экономических политиках стран и, как представляется, должна стать одной из первостепенных целей интеграционного сотрудничества.
Пандемия коронавируса стала причиной серьезного экономического и политического кризиса во многих странах мира. Для Европейского Союза, как наиболее развитого интеграционного объединения, ущерб был также серьезен. Провал на начальном этапе проведения скоординированной политики по борьбе с пандемией и ее последствиями поставили вопрос о целесообразности существования объединения как такового. Тем не менее, странам и институтам ЕС удалось преодолеть многие противоречия и перейти к выработке общих ответных мер, некоторые из которых являются беспрецедентными как по своему характеру, так и по своему объему финансирования.
Данная статья направлена на выявление основных элементов политики ЕС по противодействию и преодолению возникшего кризиса, а также анализу ее характерных особенностей. Наряду с этим предпринимается попытка рассмотреть сеть региональных торговых соглашений (РТС) ЕС в качестве элемента антикризисной политики в сфере торговли товарами, рассматривается квартальная динамика торговли ЕС с партнерами по РТС и третьими странами.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что кроме беспрецедентности отдельных мер ЕС по выходу из кризиса, пандемия используется европейскими институтами в качестве катализатора глубинных трансформаций экономики объединения. Главными направлениями являются цифровизация и зеленая экономика. В то же время сеть РТС целесообразно рассматривать как автономный антикризисный инструмент ЕС, так как торговля с партнерами по РТС восстановилась до предкризисных (2018 г.) уровней существенно быстрее, чем с другими странами.
В начале статьи кратко рассмотрены предыстория сближения СССР/России с ГАТТ/ВТО, некоторые острые проблемы переговорного процесса. Далее авторы констатируют, что РФ получила приемлемые, сбалансированные условия членства. Перечислены обретенные в первые годы членства в ВТО преимущества как для национальной экономики, так и на внешней арене. Вместе с тем показано, что спустя 10 лет выгоды от членства в ВТО оказались существенно меньше в сравнении с первоначальными прогнозами. Причину этого разрыва авторы связывают с состоянием российской экономики, изжитостью сохраняющейся экономической модели, базирующейся на добыче и экспорте сырья. Экономика РФ по-прежнему нуждается в реальных структурных реформах и модернизации, которые позволят изменить структуру экспорта в пользу готовой продукции и современных услуг. Только в этом случае выгоды от членства в ВТО действительно могут существенно возрасти, оправдав первоначальный прогноз. В заключительной части статьи сказано о современных вызовах в мировой экономике и торговле, о переживаемом ВТО кризисе и об активной позиции РФ в отношении будущего реформирования ВТО.
Все больше вопросов освещается странами БРИКС в рамках повестки сотрудничества – неформальное объединение активно вовлечено в решение наиболее острых проблем современности. Именно поэтому выявление возможностей реализации целей устойчивого развития на площадке БРИКС является актуальной темой для исследования. В статье исследуется вопрос достижения наименее развитыми странами (НРС) Цели устойчивого развития (ЦУР) 17.11 в рамках взаимной торговли со странами БРИКС. Цель 17.11 в отличие от других ЦУР должна быть достигнута к 2020 году, однако оценки ВТО показывают, что прогресс идет слишком медленными темпами. На фоне резкого падения международной торговли, которое ожидается в 2020 году ввиду пандемии, вопрос реализации этой цели стоит особенно остро. В статье охарактеризована ситуация выполнения ЦУР 17.11 в текущих условиях, определен характер участия стран БРИКС в достижении целей устойчивого развития и выявлены основные тенденции взаимной торговли между НРС и БРИКС. С использованием расчета двух торговых индексов (склонности к экспорту и интенсивности торговли) выявлены страны, способные нарастить экспорт в БРИКС. К перспективным с точки зрения развития торговли с БРИКС отнесены 13 НРС. Кроме того, страны НРС разделены на кластеры на основании перспективности прямого развития торговли, экономических показателей и структуры экономики. В отдельные кластеры выделены НРС, экономика которых опирается на ОПР и переводы мигрантов, сельское хозяйство, добывающие отрасли, производство, услуги. По итогам кластеризации НРС предположены наиболее действенные для каждой экономики механизмы для увеличения экспортного потенциала. Предложены пути поддержки со стороны БРИКС для основных кластеров НРС. Таким образом, проведенный анализ позволяет странам БРИКС сформировать активную амбициозную повестку в области устойчивого развития, в частности направленную на усиленную поддержку развития торговли в наименее развитых странах для ускоренного вовлечения их в глобальные цепочки добавленной стоимости.
К 2020 г. Россия должна была довести товарооборот с Вьетнамом до $10 млрд — такая цель ставилась официально в 2013 г. Ни России, ни Евразийскому экономическому союзу достичь этого показателя так и не удалось. Означает ли это провал идеи зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, которая в текущем году празднует пятилетие? Вряд ли: с тактической точки зрения, сделку можно считать успехом, правда, с экономической — далеко не все так оптимистично.
Торгово-экономическое сотрудничество между странами в формате заключения региональных торговых соглашений активно развивается в последние десятилетия. Россия до недавнего времени была слабо вовлечена в РТС. Однако после формирования ЕАЭС в 2015 году одним из важнейших направлений торговой политики Союза стало создание сети соглашений о зоне свободной торговли с учетом международного опыта. В исследовании определяется значимость подписанных и планируемых к подписанию ЗСТ ЕАЭС для внешней торговли России. Методология исследования опирается на расчеты трех торговых индексов: индекса значимости экспорта, разработанного авторами на основе индекса выявленных сравнительных преимуществ в производстве товара, индекса интенсивности торговли и индекса симметричной торговой интроверсии. Индексы были рассчитаны для всех партнеров России на 2018 год (192 страны) с целью определения круга наиболее перспективных стран для расширения торговых связей России в формате заключения ЗСТ. Авторы приходят к выводу, что действующие РТС России и планируемые ЗСТ ЕАЭС оказывают заметное амортизирующее воздействие на отечественную внешнюю торговлю. Авторы определили список стран, которые представляются наиболее подходящими для заключения ЗСТ с Россией в составе ЕАЭС на современном этапе: Египет, Турция, Алжир, Южная Корея и Монголия. Заключение ЗСТ с такими странами обеспечит стабильность существующих торговых потоков и повысит эффективность решения задачи их прироста. Авторы считают, что целесообразно продолжить аналогичные расчеты для других стран, чтобы подтвердить выявленную закономерность.
Отступающая пандемия снимает одни вопросы, но обновленная реальность задает новые. В том числе в cфере международных отношений и геополитики. Здесь момент неопределенности еще не прошел, и ряд государств стремятся использовать ситуацию для передела влияния. Глобальное доминирование не под силу отдельным странам или альянсам. Центры борьбы за власть и ресурсы переносятся в региональные подсистемы. Новая статья анализирует геополитическую конфигурацию в Восточном Средиземноморье и ситуацию в соседних странах с учетом рисков и возможностей для Кипра
В статье представлены результаты исследования, цель которого – изучение динамики развития российских образовательных организаций высшего образования (вузов) на основе анализа показателей их деятельности. В выборку вошли 535 вузов из 80 субъектов Российской Федерации. Приведены результаты кластеризации образовательных организаций высшего образования на основе данных об изменении шести показателей, характеризующих ключевые направления их деятельности, за период с 2013/2014 по 2017/2018 учебные годы. Описаны характеристики каждого кластера, представлено межкластерное сравнение количественных показателей деятельности вузов.
В результате проведенных расчетов среднегодовых темпов прироста шести ключевых показателей, характеризующих деятельность вузов, были выделены пять кластеров, отличающихся траекториями своего развития. Так, организации, которые вошли в Кластер 1, за пятилетний период сохранили или улучшили свои позиции по основным направлениям образовательной деятельности и смогли поддерживать прирост доходов на среднем уровне. Однако их показатели по таким направлениям, как международная и научно-исследовательская деятельность, а также развитие инфраструктуры (обеспечение учебно-лабораторными помещениями), снизились. В вузах из кластеров 2 и 3 все показатели деятельности изменялись достаточно сбалансированно. При этом показатель, свидетельствующий о приросте интернационализации состава студентов, был значительно выше в Кластере 2, а у образовательных организаций из Кластера 3 отмечалось значительное увеличение публикационной активности научно-педагогических работников (НПР). Результаты деятельности вузов из Кластера 4 были положительными по всем рассмотренным направлениям. В этом кластере отмечались самые высокие среднегодовые темпы прироста среднего балла ЕГЭ и публикационной активности НПР. Образовательные организации, входящие в Кластер 5, с одной стороны, добились наилучших результатов в привлечении иностранных студентов, увеличении доходности своей деятельности и обеспеченности учебно-лабораторными помещениями, но с другой стороны, у них значительно снизились среднегодовые темпы прироста среднего балла ЕГЭ.
Исследование представляет собой одну из первых попыток кластеризации российских вузов на основе анализа изменения показателей их деятельности. Проведенные ранее исследования по кластеризации вузов преимущественно основывались на анализе показателей, рассчитанных на определенный момент времени. Предложенный автором подход позволяет сравнивать индикаторы динамики развития разных по размеру и масштабам деятельности образовательных организаций высшего образования.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на анализ большего числа показателей деятельности вузов и детального изучения их стратегий для более глубокого понимания причин различий их эффективности.
Всемирная торговая организация (ВТО) является одним из основных институтов, участвующих в глобальном экономическом регулировании. Эволюционировавшая в 1995 году из «временного» соглашения в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), она была призвана обеспечить многостороннее сотрудничество по либерализации международной торговли, гармонизации существующих стандартов и требований, а также мирному разрешению противоречий в сфере торговли между странами.
С 11.12.2019 г. разрешение споров затруднено в силу последовательной блокировки назначения арбитров Апелляционного органа (АО) ВТО представителями США. Это снизило предсказуемость событий в многосторонней торговой системе (МТС) и несет угрозу ее окончательного распада.
В статье описываются фундаментальные и формальные причины возникшего коллапса, рассматриваются механизмы по его обходу и их эффективность. В то же время дается оценка насколько в 2021 году возможно преодоление коллапса с учетом смены президента США и других событий. Отдельное внимание уделяется позиции РФ в этом контексте, текущим и потенциальным потерям страны в случае продолжающегося кризиса. В качестве дискуссионного вопроса предлагается проблема использования механизма разрешения споров с помощью региональных торговых соглашений.
Было выявлено, что фундаментальными причинами коллапса является смещение баланса сил в мировом порядке и отсутствие гибкости ВТО в корректировке правил. Основные причины недовольства США деятельностью АО объективны, но блокировка – чрезмерная реакция. Более того, позиция США по данному вопросу не изменилась со сменой главы Белого дома. В результате мы наблюдаем злоупотребление отдельными членами ВТО сложившейся ситуацией в виде заморозки споров путем подачи апелляций «в никуда». Однозначно судить об эффективности существующих инструментов обхода коллапса затруднительно, т.к. они лишь частично купируют проблему и пока не столь популярны среди членов ВТО. В свою очередь Россия нуждается в возобновлении работы АО для завершения ранее начатых громких споров и для возможности отстаивания своих интересов в будущем.
В текущем столетии количество соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) в международной торговле стремительно растет, что делает их основным инструментом либерализации торговых отношений между странами. ЕАЭС, созданный в 2015 году и обладающий компетенциями таможенного союза, также начал проводить политику активного выстраивания своих внешнеторговых отношений с использованием инструментария ЗСТ. К настоящему моменту уже действует четыре подобных преференциальных и одно непреференциальное торговое соглашение, а в 2020-2025 гг. ожидается подписание еще как минимум трех соглашений.
Формирующаяся сеть приобретает специфические черты и характерные особенности, которые будут иметь важное значение как для экономического развития стран-членов ЕАЭС, так и позволят его партнерам выстраивать свою внешнеэкономическую стратегию с учетом новых реалий. География заключаемых ЕАЭС соглашений позволяет утверждать о намерениях создать широкую сеть ЗСТ, покрывающую прежде всего Восточное полушарие, с потенциалом распространения на все основные регионы. Партнеры ЕАЭС, как правило, небольшие государства и не самые сильные экономики, а содержание договоров о ЗСТ пока не является столь широким и глубоким, как, например, у ЕС. Примечательно, что в соглашениях почти отсутствуют договоренности в рамках ВТО-экстра. Однако ЕАЭС находится только в начале пути построения сети ЗСТ, и понимание направления этого движения, являющееся главной целью статьи, позволит более точно спрогнозировать как будущую роль ЕАЭС в международной торговой системе, так и политику торговых партнеров объединения.
В данной статье проведен анализ особенностей текущей конфигурации и содержательной специфики формирующейся сети ЗСТ ЕАЭС на основе заключенных и ожидаемых в краткосрочной перспективе соглашений, а также намечены наиболее вероятные перспективы ее развития.