Публикации
Республика Казахстан является одним из государств-основателей сначала Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, созданного 1 января 2010 года, а позже Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать 1 января 2015 года. Как член ЕАЭС страна взяла на себя обязательства гармонизировать свое национальное законодательство в соответствии с основными положениями нормативно-правовых актов союза. В данной статье анализируются национальные нетарифные меры (НТМ), применяемые Республикой Казахстан в своей торговой политике, в свете развития евразийской интеграции. Исследование основывается на данных об НТМ Казахстана, собранных Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Анализ 239 действующих нетарифных мер позволил сделать выводы о структуре нетарифного регулирования Казахстана: большинство мер - это технические меры, применяемые в отношении импорта (санитарные и фитосанитарные (СФС) меры и технические барьеры в торговле (ТБТ)). В текущих условиях технические меры, направленные на регулирование экспорта, также играют значительную роль в торговой политике страны. Вместе эти два типа мер составляют почти 95% всех НТМ Республики Казахстан. Кроме систематизации типов мер и товарных групп, к которым они применяются, НТМ Казахстана проанализированы с точки зрения их соответствия основополагающим правовым принципам Всемирной торговой организации (ВТО): режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальному режиму. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать предварительные выводы о том, какие нетарифные меры могут являться барьерами в торговле с зарубежными странами, тем самым замедлять экономический рост самого Казахстана. Анализ проблематики мер нетарифного регулирования Казахстана может быть продолжен, в частности, с применением эконометрических методов исследования. В дальнейшем с помощью адвалорных эквивалентов (AVE) применяемых Казахстаном НТМ можно вычислить их влияние, в том числе на экспорт, импорт и ВВП самой страны.
В то время как число нетарифных барьеров (НТБ) в мире растет, Евразийский экономический союз старается сократаить НТБ - и занимается приближением своей системы технического регулирования к той, которая у Европейского союза. Однако, непосредственных выгод для европейских компаний пока не предвидятся.
Involvement in the global innovation system and the level of ICT influence the technologicalstateoftheBrazil,Russia, India, China and South Africa (BRICS) countries and their position in the world economy. Many studies were inspired that examined these economies from various prospective. However, only a few have specially focused on information and communication technologies (ICT), and particularly in services sectors. This paper aims to contribute to the analysis of the evolution of services ICT systems in BRICS. The main hypothesis of the article is that BRICS has made significant progress in economic cooperation, at the same time, the group has not been equally successful in designing and implementing their own agenda in the technology field. The BRICS are not released at a sufficient level of interaction and advocacy in ICT services, which would increase their role in international trade. The authors observe the retrospective of the process of formation of national innovation systems of thecountry participants of BRICS, consider current trends and challenges in the development of national markets for these services in each member country,and highlight future directions for the development. Then they provide an analysis of BRICS countries’ participation in the international ICT services trade. An estimation of revealed comparative advantage indicators allowed determining the dynamics in comparative advantage for ICT service trade in BRICS. Despite the increase in the volumeof export operations in the trade in ICT services, their level of competitiveness is declining. The most vulnerable to the reduction of revealed comparative advantage was India, at the same time Brazil and South Africa showed the least volatile dynamics. It is argued that the policies aimed at promoting investment and enhancing conditions for trade in ICT services contributed significantly to services exports expansion in BRICS. Based on the analysis, a conclusion is made about the current problems and insufficient level of technical cooperation within the group.
На основе доклада на Апрельской конференции НИУ ВШЭ (апрель 2018)
Доклад Международного института прикладного системного анализа (ИИАСА, Вена) по техническим регламентам и стандартам подчеркивают, что ЕАЭС уже внедряет множество стандартов ЕС с целью реформирования и модернизации своих прежних правил и стандартов ГОСТ. Кроме того, ЕАЭС внедряет множество стандартов международных организаций по стандартизации (ISO, IEC, ITU), которые очень тесно сотрудничают с европейскими организациями по стандартизации (CEN, CENELEC, ETSI), так что международные и европейские стандарты в большой степени идентичны между собой. Это означает, что уже сейчас создан значительный юридический и технический фундамент для создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Это делает гармонизацию нетарифных барьеров перспективным направлением для сотрудничества между ЕС и ЕАЭС с целью обеспечения более свободного доступа на рынки друг друга и - увеличения товарооборота. Наиболее предпочтительным, и, при этом, реалистичным форматом сотрудничества, могла бы стать компромиссная «ассиметричная» зона свободной торговли с различными переходными периодами для промышленных секторов ЕАЭС. В области технического регулирования она могла бы сопровождаться Соглашением о взаимном (перекрестном) признании процедур аккредитации (MRA), а также, отдельными Соглашениями об оценке соответствия и принятии промышленной продукции (ACAA) в одном-двух пилотных отраслях.
В предлагаемой статье на основе теоретического анализа эволюции системы социально-экономических отношений в историческом разрезе исследованы научные подходы к категории «домохозяйство». Несмотря на то, что категория домохозяйства является одной из базовых и исторически - одной из первых категорий экономической науки, в экономической теории недостаточно проработана методологическая основа исследования этого сложного явления. Имеющиеся значительные расхождения в трактовке исследователями содержания категории домохозяйства вызваны как объективными социально-экономическими и историческими условиями, так и институциональным давлением господствующих взглядов. Эти разночтения накладывают ограничения на понимание системных взаимосвязей категории и возможности её применения в современных теоретических исследованиях.
Целью данного исследования является анализ воздействия экономических и социальных факторов на понимание сущности категории «домохозяйство», изучение воздействия экономических условий хозяйствования на формирование современной научной модели домохозяйства. В статье в системном виде показан процесс формирования концепции домохозяйства, её место в современной экономической теории.
Анализ путей развития современной концепции домохозяйства позволяет ответить на вопрос о направлениях его дальнейшего исследования и ограничениях применяемых теоретических моделей. В ходе исследования применялись аналитико-гносеологический, системно-интеграционный, исторический и диалектический методы.
В связи с целым рядом знаменательных событий, прошедших в мае 2018 года, исследовательская группа НИУ ВШЭ предлагает вниманию читателей специальный выпуск «Евразийской Панорамы», посвященный анализу четырех направлений евразийской интеграции.
14 мая 2018 года на очередном саммите Высшего Евразийского экономического совета Молдова стала первой страной, которой был предоставлен статус государства-наблюдателя при ЕАЭС. Что дает такой статус, в каких условиях он был предоставлен и что можно сделать для того, чтобы наполнить его содержанием?
17 мая 2018 года на Астанинском экономическом форуме было подписано два стратегических соглашения – о создании временной зоны свободной торговли с Ираном, и о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. В чем суть и отличия этих соглашений, и что они дадут евразийскому бизнесу?
С 23 по 26 мая 2018 года прошел ежегодный Петербургский международный экономический форум. В этом году главной темой делового форума стала цифровая экономика, в том числе, в части евразийской интеграции. Как правильно реализовать цифровизацию Евразийского союза?
Кроме того, Евразийская экономическая комиссия обнародовала результаты первых двух лет участия Армении и Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе, а Международный институт прикладного системного анализа (ИИАСА) в Вене (Австрия) презентовал исследования на тему гармонизации систем технического регулирования, увеличения прямых зарубежных инвестиций и развития транспортного сообщения между ЕС и ЕАЭС.
Эти темы подробно освещены в настоящем спецвыпуске.
В этом месяце также исполнилось ровно четыре года с 29 мая 2014 года – даты подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Имеем честь поздравить с этим юбилеем!
Трансформаии, которые произошли в управлении спортом, в корне изменили его значение в обществе: из простой формы досуга и укрепления здоровья он превратился в сложный, многомиллиардный, хорошо управляемый бизнес. Сочитание социально-культурной и экономической составляющих делает спорт важным инструиментом продвижения интересов. Историческое лидерство в развитии спорта дает Европейскому союзу великие основания задавать тон в формировании системы правил его управления, как и во многих других областях. Ведущую роль ЕС в формировании регулятивной основы спорта обеспечивает и размер спортивного рынка в Европе. Разработанная институтами ЕС модель спорта играет важную роль в углублении региональных интеграционных процессов, продвижении европейской модели за пределы региона и в превращении его драйвер становления глобальной системы управления спортом.
Цель данной статьи состоит в выявлении специфики европейской модели управления спортом - за счет каких инструментов и ресурсов Европейский союз утверждает европейские ценности в этой области, что позволяет европейскому подходу быть универсальным и распространяться на другие регионы.
Анализ показал, что внедряя сложившиеся в объединении принципы эффективного управления и ценности в Европейскую модель спорта и распространяя ее на другие страны и регионы, Европейский союз активно продвигает свои интересы. В первую очередь это касается стран ближнего окружения, что закрепляет региональное лидерство ЕС в сфере спорта.
Однако разрабатываемые на европейском уровне практики и нормы также активно транслируются и на международный уровень. Спорт, и особенно футбол как самый популярный и экономически наиболее выгодный вид, стал еще одной сферой, в которой европейские практики управления продемонстрировали свою состоятельность и активно применяются на глобальном уровне.
Таким образом, распространению Европейской модели спорта способствует "перетекание" права ЕС на организации, в которых он учавствует. Модель ЕС популяризируется "мягкой силой", за счет авторитета европейских федераций и лидирующих позиций, которые занимает европейский спортивный рынок. Европейский союз, динамично развивая европейский спорт, превратился в драйвер применеия практик управления и на глобальном уровне.
Для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика», а также специальностям, учебный план которых предусматривает изучение микроэкономики; для абитуриентов, готовящихся поступать в магистратуру экономических факультетов; для преподавателей бакалаврских курсов «Микроэкономика», «Экономическая теория» и таких дисциплин микроэкономического блока, как теория отраслевых рынков и теория общественного выбора.
Вопрос либерализации торговли со странами АТР – один из ключевых в повестке интеграции России и ЕАЭС в торгово-экономические связи в АТР. Однако заключение соглашений о зоне свободной торговли традиционно негативно воспринималось как в России, так и странах-партнерах ЕАЭС в силу превалирующей крайне консервативной торговой политики. Для оценки рисков таких соглашений была проведено исследование, моделирующее ситуацию полной либерализации торговли товарами России с Республикой Корея, Сингапуром, Индией, Японией и Китаем. Страны были выбраны на основе текущих переговорных треков ЕАЭС и анализа российской внешней торговли со странами АТР. Моделирование производилось с помощью модели частичного равновесия, встроенную в программу SMART, которая предоставляется World Integrated Trade Solution.
В работе выделяются ключевые товарные группы, увеличение импорта которых можно ожидать при полной отмене тарифных пошлин с российской стороны (с учетом чувствительных тарифных линий). Кроме того, авторы приходят к выводу, что в таком случае импорт индийской и корейской продукции увеличится примерно на 7,5%, японской – на 7%, сингапурской – на 6,5% от стоимости импорта из данных стран. Моделирование показало увеличение импорта китайской продукции на 8%, однако, в абсолютном выражении данный прирост превышает текущий уровень торговли с Индией и Сингапуром вместе взятых, что подтверждает низкую вероятность запуска переговоров о ЗСТ с Китаем в кратко- и среднесрочном периоде.
Поскольку ЗСТ охватывает не только тарифные меры, но и другие важные аспекты международного торгового регулирования, в статье были представлены результаты анализа уже подписанных и вступивших в силу ЗСТ Китая, Японии, Индии и Республики Корея, а также приложений к ним. Данный анализ позволил выявить устойчивые практики в данной области и определить ключевые переговорные приоритеты стран Азии на текущем этапе. Применительно к России, анализ показал, что перспективные для российского экспорта категории товаров в рассматриваемых странах чаще всего относятся к чувствительным (мясо, злаки, молочная продукция и т.д.) и не подпадают под ЗСТ. В связи с этим по данным товарам и российским ведомствам, и ЕЭК для наращивания экспорта в страны Большой Евразии будет принципиально важно направить максимум усилий на нейтрализацию нетарифных барьеров по данным товарным категориям.
В ходе исследования также было подтверждено, что ЗСТ влекут за собой значительный рост товарооборота между странами или, по крайней мере, замедление его снижения (как в случае ЗСТ Китай – Республика Корея) – в последнем случае по товарам, включенным в ЗСТ падение товарооборота было меньше, чем по «чувствительным». Подтвердилось и то, что подобные соглашения нацелены не только на увеличение взаимной торговли товарами благодаря снижению таможенных тарифов, но и усиление взаимодействия между странами в таких направлениях, как регулирование нетарифных мер, в особенности СФС и ТБТ.
Государства-члены ЕАЭС согласились гармонизовать свои системы и политику в области технического регулирования. Хотя этот процесс еще не завершен, целью данной гармонизации является обеспечение едино- образных требований к обращению товаров на территории государств-членов ЕАЭС посредством общих технических регламентов. Юридически эти технические регламенты должны применяться непосредственно на территории государств-членов без дополнительного национального законодательства.
Тезисы подготовлены на основе и в развитие результатов, представленных в аналитическом докладе НИУ ВШЭ «Структурные изменения в российской экономике и структурная политика». В подготовке аналитического доклада принимали участие ведущие эксперты ряда научных подразделений НИУ ВШЭ — Института «Центр развития», Института торговой политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института менеджмента инноваций, Института анализа предприятий и рынков.
Обсуждаются современные условия и новые подходы к реализации структурной (промышленной) политики в мире и России. В российской практике отмечаются такие проблемы, как локальность достигнутых результатов, недостаточная ориентированность на новые драйверы изменений, ведомственность и избыточная «дробность» направлений, слабая селекция успешных практик. В условиях высокой технологической неопределенности требуется структурная политика поисковой направленности, включающая запуск различных «пилотов», регулярную оценку прямых и косвенных эффектов, отказу от неэффективных практик. В качестве повестки на будущее определен вопрос перехода к многомерной политике, ориентированной на некоторую совокупность структурных сдвигов в экономике, и к формированию эффективных управленческих команд по реализации соответствующих инициатив. В дополнение к этому проектный подход к инициированию структурных сдвигов должен сочетаться с осуществлением институциональных изменений, расширением демонстрационных эффектов, повышением привлекательности национальной юрисдикции для быстрорастущих компаний и новых секторов.структурная политика
В основу доклада положены материалы, подготовленные Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) под эгидой Минобрнауки России при участии большой группы ведущих экспертов в рамках работы по приведению Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года в соответствие с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В фокусе исследования — динамика российской экономики и ее секторов, их проблемы и перспективы на фоне происходящих технологических сдвигов. Прогноз базируется на системной оценке глобальных и национальных трендов, оказывающих влияние на сферу науки и технологий, порождаемых ими вызовов; достигнутого уровня, возможностей и потребностей научно-технологического развития с учетом стоящих перед страной социально-экономических целей, имеющихся ресурсов и накопленных заделов.
Применение современного аналитического аппарата к анализу огромного массива информации позволило заметно расширить спектр содержательных исследовательских постановок и задач, многие из которых в России ранее не обсуждались, наметить пути их решения.
В условиях ограниченного внутреннего спроса и санкций повышение экспортного потенциала страны становится одним из факторов укрепления экономической безопасности. Повышение экспортного потенциала страны за счет организации производств, способных производить конкурентоспособную на мировых рынках продукцию может быть обеспечено только при активизации инновационно-инвестиционных процессов и одновременном решении двух задач: привлечение инвестиционных (финансовых) ресурсов и использование интеллектуальной собственности и креативных разработок для выпуска новой (инновационной) продукции. Положительное влияние на это несомненно окажет более широкое применение лизинга как бизнес-модели. Ее использование при общем снижении коммерческих рисков и обеспечении целенаправленного попадания финансовых средств для обновления (приобретения возможности использования) основных фондов, способствует повышению технологического уровня экономики, активизации процессов передачи технологий, диффузии инноваций, формированию точек роста российской экономики, и прежде всего в реальном секторе.
В настоящее время широкое распространение получила концепция устойчивого развития, тесно связання с проблемами обеспечения нацбезопасности. Развитие IT-технологий привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов движения капитала и масштабов международного разделения труда, расширению форм обмена, трансформировали и ужесточили конкуренцию, которая распространяется не только на товарных рынках. С одной стороны это позволяет реализовать новые, значительные преимущества стран, создает предпосылки для их устойчивого экономического роста. Но с другой - это приводит и к целому ряду негативных последствий, усиливается степень неопределенности результатов, что формирует различные, часто трудноуправляемые риски в бизнесе (экономические, финансовые, информационные и пр.), одновременно увеличивая зоны их распространения на экономическую безопасность государстваФинансовые инициативы стран БРИКС могут способствовать и разработке инновационных финансовых моделей на основе лизинга, стимулимрующих развитие 2-х и многосторонних проектов в рамках стран БРИКС.
В статье рассматриваются основные этапы формирования единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Анализируется правовая основа регулирования сферы услуг ЕАЭС, динамика изменения объема торговли услугами между членами ЕАЭС, определяются проблемы на пути развития торговли услугами между участниками объединения. Сложность формирования единого рынка услуг обусловлена тем, что за годы независимости государства ЕАЭС создавали свое национальное законодательство со множеством особенностей и требованиями к рынкам услуг. Ситуация усложняется и тем, что страны проводили собственную, несогласованную политику по присоединению к ВТО. В результате секторальный охват по обязательствам, их глубина разнятся в зависимости от страны. Эффективное урегулирование подобных проблем предполагает постепенное пропорциональное сокращение национальных изъятий государств-членов объединения. Внешнеторговое взаимодействие стран ЕАЭС в торговле услугами остается относительно невысоким. Страны подготовили проект Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности, который позволит структурировать лицензионно-разрешительную и уведомительную систему, сделав ее более прозрачной и понятной, снизить административную и финансовую нагрузку с компетентных органов и бизнеса стран Союза. Ожидается, что применение Правил на практике повлияет на снижение стоимости услуг и товаров для населения стран-участниц ЕАЭС. Авторы приходят к выводу, что за последние несколько лет страны-участницы ЕАЭС проделали беспрецедентный и амбициозный путь вперед по формированию единого рынка в области регулирования. Вместе с тем еще многое предстоит сделать в части практической реализации предлагаемых мер, что невозможно без должного функционирования институтов, снижения взаимных технических и административных барьеров и благоприятного инвестиционного климата в экономиках стран-участниц.