• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

3.4. Переговоры Дохийского раунда по перспективным вопросам


Международные торговые переговоры в ВТО, как и в ГАТТ, проводятся раундами. Сначала участники согласовывают повестку будущего раунда, затем высшим органом ВТО - Министерской конференцией принимается решение о запуске раунда, и начинается переговорная работа по всем пунктам его повестки. Традиционно в ВТО соблюдается «пакетный принцип», в соответствии с которым раунд не завершается, пока не найдены решения по всем вопросам его повестки.

Итоги последнего, Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг., результатом которого, собственно, и стало создание ВТО) носили во многом незавершенный характер. Многие члены ВТО были заинтересованы в дальнейшем совершенствовании торговой системы.

Новый (текущий) раунд многосторонних торговых переговоров был начат в ходе четвертой Министерской конференции ВТО, прошедшей в ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе. Он получил название Дохийский раунд. Членам ВТО удалось согласовать весьма широкую по своему охвату и амбициозную по заявленным результатам повестку многосторонних переговоров – так называемую Дохийскую повестку развития (DDA – Doha Development Agenda).

Заявленная задача раунда – продолжить процесс реформ и дальнейшую либерализацию торговой политики, уделяя, при этом, особое внимание потребностям в развитии развивающихся и наименее развитых стран.

Основу повестки раунда составляют три документа:

Декларация министров, содержащая программу раунда (Министерская декларация Дохи);

Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности и вопросам здравоохранения;

Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

В соответствии с Министерской декларацией Дохи «единый пакет» раунда включил в себя следующие переговорные треки:

· услуги,

· сельское хозяйство,

· доступ на рынки промышленных товаров (NAMA – non-agricultural market access),

· торговля и окружающая среда,

· правила ВТО в отношении субсидий и антидемпинга,

· региональные торговые соглашения, а также

· т.н. «сингапурские вопросы» (вопросы, решение о запуске переговоров по которым было принято на Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1998 году - регулирование инвестиций, конкуренция, транспарентность при осуществлении правительственных закупок и упрощение торговых процедур).

Кроме того, в рамках раунда проводятся переговоры по совершенствованию системы регулирования споров. Однако данное направление не является частью «единого пакета», поскольку члены ВТО не захотели ставить решение этого ключевого вопроса в зависимость от договоренностей по другим элементам переговорной повестки.

Технически переговоры по ключевым темам – сельскому хозяйству, NAMA, услугам – организованы таким образом, чтобы сначала согласовать модальности – параметры итоговых договоренностей по каждому из направлений. Модальности являются основой для обсуждения конкретных цифр и формулировок.

В соответствии с Дохийской декларацией раунд планировалось завершить к январю 2005 г., однако, этот срок так и не был выдержан. Из-за широкого охвата повестки и чувствительности переговорных тем раунд забуксовал. Главным камнем преткновения стало сельское хозяйство – один из наиболее чувствительных секторов экономики, как для развитых, так и для развивающихся стран.

Развивающиеся страны видят одной из ключевых задач раунда снижение поддержки и уровня защиты сельского хозяйства в развитых странах. В свою очередь развитые страны хотят добиться улучшения доступа на рынки товаров и услуг развивающихся стран, в первую очередь наиболее развитых из них (Китая, Бразилии, Индии).

В феврале 2008 г. был одобрен План действий, подготовленный тогдашним Генеральным директором ВТО Паскалем Лами. Планом устанавливался очередной срок завершения переговоров Доха раунда - конец 2008 года, а также предлагалось завершить согласования модальностей по сельскому хозяйству и NAMA.

Проекты модальностей, которые стали предметом интенсивных переговоров в течение 2008 года, предусматривались, среди прочего, следующие важные элементы договоренностей.

→ Снижение тарифов на промышленные товары по швейцарской гармонизирующей формуле, в соответствии с которой снижению в первую очередь подлежат более высокие ставки тарифов (для развитых и развивающихся стран коэффициенты снижения разные, предполагающие более льготные условия для развивающихся стран);

→ Объем льгот для развивающихся стран напрямую зависит от выбранного ими коэффициента сокращения тарифов (страны, которые произведут более масштабные сокращения по формуле, смогут в большем объеме вывести из-под действия обязательств по сокращению чувствительные тарифные линии либо сократить тарифы для этих товаров в меньшей степени);

→ Снижение общей поддержки сельскому хозяйству США (примерно на 70% - с 48,2 млрд. долларов США до около 14,5 млрд. долларов США) и ЕС (примерно на 80% - 110,3 млрд. евро до около 24,3 млрд. евро);

→ Отмена к 2013 г. экспортных субсидий (для развивающихся стран – к 2016 г.);

→ Снижение тарифов на чувствительные товары на меньшую величину в обмен на расширение тарифных квот.

По оценкам П. Лами, к концу 2008 г. около 80% модальностей были согласованы. Однако неурегулированными остались вопросы создания специального защитного механизма (СЗМ) для развивающихся стран, торговля хлопком и секторальные инициативы (прежде всего, по промышленному оборудованию, электронике и электрическим изделиям, химической промышленности).

 После 2008 г. переговорная активность членов ВТО заметно снизилась. На первый план вышли текущие проблемы в области торговли, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом. 17 стран из «Группы 20» приняли меры, направленные на ограничение торговли. Резко увеличилось число антидемпинговых и специальных защитных мер.

В числе основных причин создавшейся в Дохийском раунде ситуации называется несовпадение подходов развитых и развивающихся стран в отношении концепции «Раунда развития». Для первых текущий раунд остается инструментом для осуществления новой волны либерализации мировых рынков, в особенности рынков ведущих развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, стремятся использовать Раунд для изменения баланса сил в системе международных торгово-экономических отношений, устранения дискриминации своих товаров, защиты национальной промышленности.

Изменился состав ключевых участников переговоров. «Авторство» результатов Уругвайского раунда принадлежит ограниченной группе стран, в первую очередь т.н. группе «квадро» - США, ЕС, Японии и Канады. Остальным, в том числе большинству развивающихся стран, оставалось молчаливо одобрить эти результаты. Сейчас же многие динамично развивающиеся экономики во весь голос отстаивают на переговорах свои интересы. Сложилась «новая группа квадро» - США, ЕС, Бразилия, Индия. Кардинально изменило расстановку сил вступление в активные переговоры Китая, несколько лет после присоединения к ВТО в 2001 году сохранявшего пассивную позицию в организации.

Среди самих развитых стран не было и нет единства по многим ключевым вопросам. В результате члены ВТО оказались в определенном смысле «заложниками» принципа консенсуса – основополагающего принципа ВТО. Каждый шаг по пути либерализации сталкивается с противодействием той или иной заинтересованной группы. Даже позиции тех стран, которые нацелены на дальнейшую либерализацию, не всегда однозначны.

Нельзя забывать и о том, что многие темы Нового раунда направлены на устранение «серых зон», спорных вопросов в соглашениях ВТО. Однако, зачастую страны больше устраивает существующая неопределенность, позволяющая обходить правила ВТО в своих интересах.

Тупиковую ситуацию на Дохийском переговорном раунде все чаще стали упоминать в контексте тезиса об общем кризисе многосторонности в системе международных отношений. Эксперты понимали, что «кредита доверия», равно как и «кредита времени» у ВТО становилось все меньше. Большие надежды связывались с 9-й Министерской конференцией Организации в декабря 2013 г. на о. Бали, которая рассматривалась многими как критически важная для будущего развития многосторонней торговой системы и судьбы самой ВТО.

В течение 2012-2013 гг. в ВТО продолжались поиски любых возможностей сдвинуть с «мертвой точки» многосторонние торговые переговоры. Дискуссии велись вокруг концепции т.н. «ранних договоренностей» (early harvest), подразумевающей достижение компромиссов по отдельным вопросам Дохийской повестки дня и выполнение этих договоренностей «на временной или постоянной основе» до завершения раунда в целом, что предусмотрено самой Дохийской декларацией (пункт 47).

Позиция бывшего Гендиректора ВТО П. Лами состояла в том, что необходимо вести осторожное поступательное движение на тех треках, где результат просматривается в принципе, чтобы затем постараться распространить прогресс на другие переговорные направления. На протяжении этих двух лет участники переговоров концентрировали усилия на поиске компромиссных решений по упрощению процедур торговли, специальному и дифференцированному режиму для развивающихся и наименее развитых стран, а также по отдельным вопросам сельскохозяйственного досье. Эти направления рассматривались в качестве основных кандидатов для формирования «корзины ранних договоренностей», которую члены ВТО старались подготовить к Балийской конференции.

В результате, в ходе декабрьской Министерской конференции 2013 г. членам ВТО удалось согласовать текст Соглашения об упрощении торговых процедур, а также ряд решений по сельскому хозяйству и облегчению доступа на рынок для наименее развитых стран. Но самое главное достижение Балийской конференции заключалось в том, что был дан политический импульс для активизации дальнейших переговоров. С принятием Соглашения об упрощении торговых процедур ВТО продемонстрировала, что многосторонняя система регулирования торговли сохранила свою жизнеспособность. Министерской декларацией было поручено в течении двенадцати месяцев выработать пост-Балийскую повестку ВТО по оставшимся вопросам раунда Дохи.

Однако, в настоящее время ситуация на Дохийском раунде торговых переговоров ВТО продолжает оставаться напряженной. На фоне многолетнего отсутствия реального прогресса в достижении пакетных договоренностей раунда растет уверенность в невозможности достижения договоренности по всему комплексу мер либерализации торговли, предусмотренных амбициозным Дохийским планом более 10 лет назад. Как и ранее, «критической массы» позитива, необходимого для выхода на субстантивные договоренности по Дохийской повестке, не просматривается.

В июле 2015 года члены ВТО констатировали невозможность выполнения мандата 9-ой Министерской конференции по выработке пост-Балийской рабочей программы. Группировки развитых и развивающихся стран по-прежнему занимают кардинально несовпадающие позиции по объему и распределению обязательств, которые должны стать итогом Дохийского раунда. Требования развивающихся стран реализовать в полном объеме заложенный в Дохийском раунде потенциал содействия развитию наталкиваются на все более настойчивые призывы Запада провести рекалибровку элементов договоренностей.

Внешне это противоречие проявилось, в частности, в форме разногласий США и КНР в вопросе сокращения государственной поддержки сельского хозяйства. Американцы заявляют о неготовности распространить на Китай льготные условия сокращения субсидий, предусмотренные для развивающихся стран.

В контексте подготовки к очередной Министерской конференции ВТО Найроби в декабре 2015 г. члены Организации пытаются определиться в подходах к двум ключевым вопросам: возможен ли «минимальный пакет» в рамках Дохи, и может ли он привести к завершению раунда.

США настаивают на «минимальном пакете» для 10-ой Министерской конференции по тематике Дохи, с принятием которого «раунд Развития» можно будет считать официально завершенным. Американцы считают, что такой «минимальный пакет» может включать ограничение условий экспортной конкуренции (экспортные субсидии, экспортные кредиты, госторгпредприятия и продовольственная помощь) и усиление положений в соглашениях ВТО по транспарентности. При этом Вашингтон требует для себя льготных условий в отношении сокращения сроков экспортного кредитования. При этом, среди развитых стран по-прежнему нет единства по многим ключевым вопросам.  Так, Брюссель требует от США сокращения сроков экспортных кредитов. В понимании Евросоюза, было бы также весьма желательно согласовать в Найроби «субстантивный пакет» по Доха-раунду, включающий сельское хозяйство, NAMA и услуги. 

Представители развивающихся стран обеспокоены возможным отказом развитых стран от предварительно согласованных договоренностей. Индия не готова завершить Доху без закрепления льготы для развивающихся стран по защитному механизму для сельскохозяйственных товаров. Бразилия - без сокращения членами ВТО тарифов и внутренних субсидий в сельском хозяйстве. Особую позицию занял Китай. Для него второстепенно осуществление новой волны либерализации мировых рынков. Задача Пекина – отстоять концепцию «раунда развития», т.е. особых льгот для развивающихся стран, к которым Китай относит и себя. Завершение Дохи с «минимальным пакетом» для Пекина неприемлемо.

Таким образом, в год своего 20-летия, накануне 10-ой Министерской конференции ВТО, как площадка для выработки новых правил мировой торговли и движущей силы либерализации доступа на рынки, в очередной раз оказалась в глубоком кризисе, перспективы успешного разрешения которого выглядят весьма сомнительно.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.