• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1.15. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности


Интеллектуальная собственность является одним из самых ценных экономических активов, который все активнее участвует в международном торговом обороте. В современной экономике, основанной на знаниях (Knowledge-based economy), вопросы охраны интеллектуальной собственности[1] имеют фундаментальное значение. Международная торговля неразрывно связана с объектами интеллектуальной собственности, так как интеллектуальная составляющая (технология, товарный знак, дизайн, авторское право и иные) имманентно присутствует в абсолютном большинстве товаров, которые перемещаются через границы. В качестве примера можно привести товар в виде автомобиля, экспорт/импорт которого может быть сопряжен с необходимостью учета прав интеллектуальной собственности в отношении одновременно используемых в данном объекте товарных знаков, изобретений, компьютерных программ, дизайна и иных.

В этой связи вполне закономерным представляется включение в регуляторный комплекс ВТО соответствующих правовых норм, направленных на охрану интеллектуальной собственности (далее ИС). Иными словами, за правообладателями закрепляются исключительные права, по своей сути являющиеся ограниченной монополией на использование соответствующих объектов в гражданском обороте.

Наиболее заинтересованными в максимально строгой и эффективной охране этого нематериального актива традиционно выступают те государства, которые создают товары с высокой добавленной стоимостью и экспортируют технологии, т.е., по общему правилу, развитые государства. В этой связи довольно остро в настоящее время стоит вопрос балансировки зачастую противоположных интересов развитых государств (правообладатели ИС), с одной стороны, и развивающихся государств (потребители ИС), с другой стороны, для которых приоритетным является максимально дешевый и беспрепятственный доступ к результатам интеллектуальной деятельности для развития своей экономики, технологической базы, здравоохранения. Данными соображениями объясняются определенные исключения и послабления для наименее развитых государств, развивающихся государств, стран с переходной экономикой, существующие в праве ВТО, которыми они могут пользоваться для защиты своих экономических интересов[2].

В рамках ВТО базовым документом, регулирующим охраны ИС, является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС) 1994 года, которое содержит в себе юридически обязательные стандарты охраны ИС для государств-членов ВТО. ТРИПС во многом является своего рода кодификацией существующего международного регулирования в области охраны ИС. Так, положения ТРИПС содержат многочисленные отсылки к иным действующим многосторонним международным соглашениям, тем самым инкорпорируя в данный международный договор их нормы (статья 2 ТРИПС). Это относится к нормам Парижской конвенции об охране промышленной собственности (1967 года), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1971 года), Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 года), Договора об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем (1989 года).

Главной особенностью ТРИПС (в отличие от многих других международных договоров в этой области) является то, что данное соглашение носит комплексный характер и имеет очень широкую сферу действия. Оно не только устанавливает базовые принципы регулирования ИС, определяет материально-правовые стандарты с точки зрения наличия, объема и использования прав для каждого объекта ИС, но и устанавливает требования, которым должны соответствовать правовые системы государств-участников в области правоприменения и эффективной защиты интеллектуальных прав.

В этой связи сначала будут рассмотрены общие положения и основополагающие принципы, на которых базируется глобальная охрана ИС, затем будут проанализированы правовые стандарты, касающиеся каждого объекта ИС (что должно охраняться, при каких условиях, в течение какого срока), и, наконец, требования ТРИПС в области эффективной защиты ИС.

Общие положения и основополагающие принципы охраны ИС

Во-первых, правила ТРИПС определяют, что из себя представляет интеллектуальная собственность, т.е. те виды исключительных прав, которые в обязательном порядке должны подлежать правовой охране и защищаться[3]. Всего таких видов в ТРИПС насчитывается восемь: авторские права, смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем, закрытая информация. Однако необходимо учитывать, что данный перечень не носит исчерпывающего характера, т.к. ТРИПС инкорпорировал в себя нормы других международных соглашений, согласно которым в разряд охраняемых могут попадать и иные виды ИС, например, коммерческие обозначения согласно статье 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности [4].

Во-вторых, в качестве базового принципа охраны ИС в ТРИПС (статья 3) провозглашается принцип национального режима, который обязывает государства-члены ВТО предоставлять гражданам других государств-членов такой же режим, который они предоставляют своим собственным гражданам в отношении охраны ИС[5]. Однако данное общее правило не является абсолютным. Государства могут отступать от национального режима в случаях, прямо предусмотренных международными соглашениями в области охраны ИС (в Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Римской конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, Договором об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем). Также допускается дифференцированное регулирование в вопросах охраны ИС для иностранных граждан, если оно касается особенностей административных или судебных процедур (например, требование указания для иностранцев адреса для переписки в данном государстве или обязательное назначение агента в рамках юрисдикции государства). В случае исключений из принципа национального режима государства-члены должны придерживаться принципа наибольшего благоприятствования в отношениях с другими членами ВТО (статья 4) и не допускать какой-либо дискриминации[6] или скрытых ограничений в торговле.

В-третьих, ТРИПС исходит из необходимости соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в вопросах охраны ИС. Свидетельство этому мы можем найти в положениях статьи 7, где говорится о том, что «охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств», а также в статье 8, которая перечисляет в самом общем виде те ситуации, когда общественные интересы в этой сфере могут преобладать над частными (охрана здоровья населения и питания, содействие общественным интересам в жизненно важных для социально-экономического и технического развития секторах, предотвращение злоупотреблений правами интеллектуальной собственности со стороны владельцев прав)[7]. Указанные принципы, позволяющие ограничивать права ИС, конкретизируются в последующих разделах ТРИПС, где содержатся специальные положения, позволяющие сбалансировать складывающиеся в области ИС отношения (в частности, статьи 13, 30, 40 ТРИПС). Примером могут служить положения ТРИПС в отношении контроля за антиконкурентной практикой через договорные лицензии (статья 40 ТРИПС). Данные положения разрешают государствам указывать в своем законодательстве виды лицензионной практики или условия, которые в отдельных случаях могут являться злоупотреблением правами интеллектуальной собственности, оказывая неблагоприятное воздействие на конкуренцию на соответствующем рынке[8]. Кроме этого, следует также учитывать и норму статьи 73 ТРИПС, которая специально оговаривает, что соображения национальной безопасности превалируют над интересами охраны интеллектуальной собственности и в этой части члены ВТО могут отступать от своих обязательств по ТРИПС.

В-четвертых, правила ТРИПС не запрещают предоставления государствами на своей территории более широкой охраны ИС по сравнению с требованиями ТРИПС (статья 1), что открывает дорогу для разработки в будущем новых международных соглашений по охране ИС с более высокими стандартами (обязательства ТРИПС+). Примером такого соглашения может служить Договор о транстихоокеанском партнерстве, который содержит повышенные обязательства в области ИС для государств-членов по сравнению с ТРИПС.

Отдельно следует отметить, что при разработке ТРИПС государствам не удалось согласовать единый международный стандарт в отношении принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности (национальный, региональный или международный) из-за слишком значительной разницы в подходах, которые используются различными государствами. Так, одни государства допускают «параллельный импорт» на свою территорию товаров, легально приобретенных в других государствах, иные требуют обязательного наличия согласия правообладателя на ввоз соответствующей продукции. По этой причине статья 6 ТРИПС специально оговаривает, что данный вопрос не относится к числу решенных и государства пользуются большой свободой усмотрения в отношении того, какому принципу исчерпания прав они будет следовать в своих национально-правовых системах.

Нормы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности

Авторское право

Авторское право является одним из старейших институтов ИС. Авторским правом охраняются выраженные в объективной форме результаты творчества (статья 9 ТРИПС), под которые подпадет очень широкий перечень произведений литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы их выражения: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры; фотографические произведения; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам; переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения; сборники литературных и художественных произведений, энциклопедии и антологии и иные (статья 2 Бернской конвенции), компьютерные программы, компиляции данных или иных материалов как в машиночитаемой, так и в другой форме (базы данных), которые по причине отбора или расположения их содержания представляют результат творчества (статья 10 ТРИПС). Данный перечень не является закрытым.

В то же время ТРИПС и Бернская конвенция специально оговаривают, что охрана авторских прав не распространяется на идеи, процессы, методы работы или математические концепции как таковые, на новости дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации. Таким образом, можно сказать, что авторское право защищает только творческую форму, но не саму информацию, идеи, знания, которые тоже могут создаваться творческим трудом. Такие идеи, знания, информация могут, при выполнении определенных условий, защищаться другими институтами ИС (например, патентами, закрытой информацией), но не авторским правом, в фокусе которого находится только оригинальная, творческая форма произведения.

Авторские права не требуют какой-либо государственной или иной регистрации и возникают в силу создания произведения.

Права авторов (правообладателей)

В отношении произведений, которым предоставляется охрана, правообладатели пользуются исключительными имущественными правами, то есть они имеют право использовать произведение в любой форме и любым, не противоречащим закону способом, а также разрешать или запрещать такое использование третьим лицам (статьи 5, 8, 9, 11 и иные Бернской конвенции). По общему правилу, никто не может использовать произведение без разрешения правообладателя. Пользование авторским правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей.

Исключительные имущественные права подразумевают наличие у правообладателей широких полномочий в отношении использования произведений, включая право на воспроизведение, перевод, распространение, публичное представление и исполнение, коммерческий прокат и иные. Правообладатели могут распоряжаться этими правомочиями по своему усмотрению, как в целом, так и в определенной части (например, разрешать использование произведения только в части распространения, или только на определенной территории, на определенный срок).

Следует особо отметить, что в связи с торговым характером соглашения ТРИПС оно не регулирует и не создает юридических обязательств в отношении личных неимущественных прав авторов (право требовать признания своего авторства, право противодействовать всякому искажению или изменению произведения, право на обнародование произведения), о чем содержится специальная оговорка в статье 9 ТРИПС.

Срок действия прав

В соответствии с ТРИПС и Бернской конвенцией минимальный срок охраны составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти (статья 7 Бернской конвенции, статья 12 ТРИПС). Положения международных договоров не запрещают установление более продолжительных сроков охраны авторских прав (60, 70 лет), чем на практике и воспользовались многие государства.

Также следует учитывать, что особенностью Бернской конвенции является принцип ретроактивной охраны, закрепленный в статье 18[9], согласно которому она применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

Ограничения авторских прав

Авторские права не являются абсолютными. В связи с их важностью для общественных интересов члены ВТО могут предусматривать различные ограничения, когда произведения могут использоваться без разрешения или даже без выплаты соответствующего вознаграждения правообладателям. Например, когда произведение используется в информационных, научных, образовательных, публичных целях (см., например, статьи 10, 10bis, 11bis Бернской конвенции). Государства имеют значительное усмотрение в отношении регулирования допустимых ограничений авторских прав в своем законодательстве.

Однако ТРИПС обязывает при этом соблюдать общее правило о том, что ограничения или изъятия в отношении исключительных прав должны допускаться при условии баланса интересов, то есть: 1) только в особых случаях, 2) при этом они не должны вступать в противоречие с обычным использованием произведения и 3) не должны необоснованно ущемлять законные интересы правообладателя (статья 13 ТРИПС)[10]. Это означает, что устанавливаемые ограничения или изъятия должны быть соразмерны той публичной цели, которую они преследуют, а исключительные права не должны ограничиваться настолько, чтобы мешать обычному использованию произведений; государства должны учитывать экономический эффект для правообладателей от вводимых мим ограничений и изъятий. 

Смежные права

Статья 14 ТРИПС регулирует обязательства в сфере смежных прав, а именно охраны прав исполнителей (актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений), производителей фонограмм (звукозаписей) и вещательных организаций. В этой части ТРИПС инкорпорировало положения Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которая предоставляет перечисленным субъектам определенные исключительные имущественные права (схожие с авторскими правами).

Так, исполнители имеют право запрещать третьим лицам запись исполнения без их согласия, воспроизведение такой записи, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения их исполнения, осуществляемое без их согласия (статья 7 Римской конвенции). Производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать непосредственное или косвенное воспроизведение их фонограмм (статья 10 Римской конвенции). Организации эфирного вещания имеют право запрещать: запись, воспроизведение записей и ретрансляцию через каналы эфирного вещания, а также публичное телевизионное вещание таких записей, если эти действия совершаются без их согласия (статья 13 Римской конвенции).

Минимальный срок охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм, составляет 50 лет после окончания календарного года, в котором была сделана запись или имело место исполнение. Минимальный срок охраны прав организаций эфирного вещания составляет 20 лет после окончания календарного года, в котором состоялась передача.

Смежные права, как и авторские, не являются абсолютными. ТРИПС и Римская конвенция допускают ряд ограничений смежных прав. Так, статья 15 Римской конвенции позволяет предусматривать исключения из гарантируемой охраны смежных прав аналогичные тем, которые действуют в отношении авторских прав. Будут также допускаться ограничения смежных прав в отношении  использования в личных целях; использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; кратковременной записи, осуществляемой вещательной организацией на своем оборудовании и для своих собственных передач; использования исключительно в учебных или научно-исследовательских целях.

Здесь также следует учитывать оговорку о ретроактивной охране смежных прав исполнителей и производителей фонограмм, которая содержится в статье 14 ТРИПС.

Товарные знаки

Товарные знаки (знаки обслуживания – для услуг) являются важнейшим средством индивидуализации в хозяйственной деятельности, без которого потребители не могут эффективно различать товары одного производителя (услугодателя) от другого. В этой связи возникает вопрос о том, какие обозначения и при каких условиях могут выполнять эту функцию.

Статья 15 ТРИПС исходит из того, что товарным знаком может быть любое обозначение (включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений), при единственном условии наличия у такого обозначения различительной способности, т.е. его способности отличать товары и услуги разных предприятий в глазах потребителя. При этом такая различительная способность может быть как изначальной, так и приобретенной в процессе использования (это те ситуации, когда сначала предприятие «раскручивает» свое обозначение в потребительской среде, и только потом регистрирует его в качестве товарного знака).

Согласно общепризнанному в международной практике мнению различительная способность отсутствует, в частности, у обозначений, вошедших во всеобщее употребление, для обозначения товаров определенного вида, являющихся общепринятыми символами и терминами, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными. Дискуссионным остается вопрос о возможности регистрации в качестве товарных знаков мелодий, запахов, иных подобных способов индивидуализации. ТРИПС не устанавливает какого-либо общего стандарта в этом отношении и даже допускает в качестве условия регистрации товарного знака предъявление требования, чтобы обозначение было визуально воспринимаемым (статья 15).

Помимо случаев отсутствия различительной способности статья 15 ТРИПС не конкретизирует основания, по которым государства могут отказать в регистрации товарного знака, отсылая нас к нормам Парижской конвенции об охране промышленной собственности. В свою очередь Парижская конвенция более детально регулирует данный вопрос, допуская отклонение регистрации в качестве товарных знаков гербов, флагов, других государственных эмблем, официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики, наименованиям международных межправительственных организаций (статья 6.ter). Также допускается отклонение регистрации товарных знаков, если нарушаются права третьих лиц,  если существует противоречие морали или публичному порядку, введение общественности в заблуждение (статья 6.quinquies), нарушаются нормы о противодействии недобросовестной конкуренции (статья 10bis).

Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим[11]. Пункт 2 статьи 15 ТРИПС допускает отказ в регистрации товарного знака по основаниям, которые не перечислены в ТРИПС и Парижской конвенции, но при условии, что такие основания не находятся в противоречии с нормами упомянутых международных соглашений (например, не противоречат п.3, 4 статьи 15 ТРИПС). Национальные законодательства стран-участниц ВТО, как правило, гораздо более детально регулируют основания для отказа в регистрации товарных знаков. Примером может служить статья 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Еще одним важным стандартом ТРИПС применительно к регистрации товарных знаков является положение пункта 5 статьи 15 ТРИПС, которое предусматривает необходимость создания транспарентной регистрационной системы (требование о публикации  сведений о каждом товарном знаке до его регистрации или непосредственно после нее), а также эффективной системы защиты прав тех лиц, которые возражают против регистрации товарного знака.

Права владельца товарного знака

Владелец товарного знака в силу статьи 16 ТРИПС имеет исключительное право запрещать третьим лицам без его согласия использовать в ходе торговли идентичные или подобные обозначения для однородных товаров или услуг, когда такое использование могло бы привести к появлению вероятности смешения[12]. Данный запрет направлен на устранение такого негативного явления как введение потребителей в заблуждение в отношении того, кто является производителем (услугодателем) соответствующих товаров (услуг). При этом правообладатель не обязан доказывать наличие фактического смешения в глазах потребителей. В случае использования идентичного обозначения для идентичных товаров или услуг вероятность смешения будет презюмироваться, в остальных случаях достаточным будет доказательств потенциальной опасности смешения.

По общему правилу не является нарушением использование идентичного или сходного товарного знака третьим лицом в отношении товаров (услуг), которые не являются однородными с товарами (услугами) правообладателя.

ТРИПС также устанавливает в статье 21 принцип свободы передачи прав на товарный знак, что подразумевает возможность заключения как лицензионных договоров, так и договоров отчуждения (включая, право передавать товарный знак без передачи предприятия, для которого он использовался). Однако за членами ВТО сохраняется усмотрение в отношении регулирования лицензирования и отчуждения прав в сфере товарных знаков.

Важно заметить, что статья 17 ТРИПС допускает исключения из прав, предоставляемых товарным знаком, при условии, что такие исключения учитывают законные интересы владельца товарного знака и третьих лиц[13]. Например, при добросовестном использовании описательных выражений. При этом важно помнить, что статья 21 ТРИПС содержит прямой запрет на  принудительное предоставление лицензий для товарных знаков.

Согласно статье 18 ТРИПС срок действия первоначальной регистрации и каждого возобновления регистрации товарного знака составляет не менее семи лет. Регистрация товарного знака может возобновляться неограниченное число раз.

Особенности

Значительные особенности по сравнению с обычными товарными знаками имеет охрана общеизвестных товарных знаков. Данный институт был изначально предусмотрен статьей 6-бис Парижской конвенции.

Новеллой ТРИПС явилось то, что правила об общеизвестных товарных знаках были распространены не только на товары, но и на услуги (пункт 2 статьи 16 ТРИПС), в отличие от Парижской конвенции. Кроме этого, ТРИПС (пункт 3 статьи 16) значительно усилил правовую охрану, предоставляемую общеизвестным товарным знакам, за счет того, что допустил ее распространение также и на товары, неоднородные с теми, в отношении которых товарные знаки признаны общеизвестными.

Использование товарного знака

Довольно часто имеют место случаи, когда регистрация товарного знака не сопровождается его последующим использованием в коммерческом обороте (формальная регистрация). Можно ли обязать владельца товарного знака использовать его?

Положения ТРИПС не устанавливают требования об обязательном использовании товарного знака со стороны правообладателя. Однако такая возможность прямо допускается в статье 19 ТРИПС, которая признает за государствами право предусмотреть в своем внутреннем законодательстве такую обязанность. Если такое требование содержится в национальном законодательстве, то необходимо учитывать стандарты ТРИПС, согласованные в статье 19. Во-первых, непрерывный срок неиспользования товарного знака, являющийся основанием для аннулирования регистрации, не может быть менее трех лет. Во-вторых, подход к оценке причин неиспользования не должен быть формальным. При наличии веских причин, основанных на существовании препятствий к использованию товарного знака (обстоятельства, возникающие независимо от воли владельца товарного знака, которые создают препятствие для его использования, как, например, ограничения импорта или другие требования государства в отношении товаров или услуг, охраняемых товарным знаком), регистрация товарного знака не должна аннулироваться. В-третьих, использование товарного знака другим лицом под контролем владельца знака должно также признаваться для целей сохранения в силе регистрации использованием товарного знака. 

Географические указания

Статья 22 ТРИПС дает определение «географических указаний» как обозначений, которые идентифицируют товар как происходящий с территории члена или региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением[14]. Из этого определения следует, что охрана географических указаний распространяется только на товары, но не на услуги или работы.

При этом необходимо учитывать положения пункта 9 статьи 24 ТРИПС, согласно которым данное Соглашение не создает обязательств по охране географических указаний, которые не охраняются, или охрана которых прекращена в стране происхождения, либо которые вышли из употребления в этой стране.

В силу специальной оговорки (пункт 6 статьи 24 ТРИПС) члены ВТО не обязаны предоставлять охрану географическим указаниям других членов ВТО, если такие указания являются общепринятыми, привычными названиями для товаров или услуг на их территории.

Минимальным стандартом защиты географических указаний согласно статье 22 является возможность заинтересованным лица предотвращать: a) использование любых средств при обозначении или презентации товара, которые указывают или вызывают ассоциацию, что этот товар происходит из географического района отличного от настоящего места происхождения, таким образом, что это вводит общественность в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара; b) любое использование, которое представляет собой акт недобросовестной конкуренции по смыслу статьи 10-бис Парижской конвенции.

Члены ВТО также должны предусмотреть в своем законодательстве возможность отказа в регистрации или аннулирования товарного знака, который содержит географическое указание или состоит из географического указания в отношении товаров, не происходящих с указанной территории, если использование географического указания в товарном знаке для таких товаров вводит общество в заблуждение в отношении истинного места происхождения (данное положение не имеет обратной силы, если товарный знак был зарегистрирован ранее[15]; положения, направленные на защиту добросовестных лиц и ограничение обратной силы ТРИПС также содержатся в пункте 5 статьи 24 ТРИПС). При этом положения статьи 22 ТРИПС не обязывают члены ВТО предусматривать процедуру подачи возражений при регистрации географических указаний[16].

Аналогичный стандарт защиты содержится в пункте 4 статьи 22 ТРИПС, который предписывает предоставлять географическим указаниям охрану против других географических указаний, которые дают ложное представление обществу о том, что является местом происхождения товаров.

Особенности охраны географических указаний для вин и крепких спиртных напитков

Статья 23 ТРИПС предусматривает дополнительную охрану географических указаний для вин и крепких спиртных напитков по сравнению с обычными географическим указаниями.

Это подразумевает, во-первых, общий запрет на использование таких географических указаний для вин и спиртных напитков, не происходящих из тех мест, которые названы в географическом указании, даже если указывается подлинное происхождение этих товаров, или географическое указание используется в переводе или сопровождается такими выражениями, как "вид", "тип", "в стиле", "имитация" или подобными им.

Во-вторых, устанавливается запрет на регистрацию товарных знаков, содержащих или состоящих из таких географические указаний, в отношении тех вин или крепких спиртных напитков, которые не имеют этого географического происхождения.

В-третьих, в случае одинаковых географических указаний для вин охрана должна предоставляться каждому указанию, а государства-члены должны определить практические меры, при которых одинаковые указания будут отличаться одно от другого и не будут вводить потребителей в заблуждение.

В то же время необходимо учитывать, что обязательства по статье 23 ТРИПС имеют исключения, установленные для добросовестных лиц, общепринятых названий и для предотвращения действия положений ТРИПС с обратной силой (пункты 4-6 статьи 24). 

Промышленные образцы

В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия (промышленный дизайн). ТРИПС лишь в самой общей форме устанавливает условия предоставления охраны. Для ее получения независимо созданные промышленные образцы должны удовлетворять двум условиям: 1) новизна (неизвестность); 2) оригинальность (творческая форма).  Соответственно, члены ВТО не обязаны предоставлять охрану промышленным образцам, если они значительно не отличаются от уже известных образцов или от комбинаций их известных характерных признаков, а также если их создание обусловлено, главным образом, техническими или функциональными соображениями (статья 25).

Как установлено в статье 26 ТРИПС владелец охраняемого промышленного образца имеет право препятствовать третьим лицам без его согласия производить, продавать или ввозить изделия, воплощающие или включающие в себя образец, который полностью или в значительной степени скопирован с охраняемого образца, если такие действия предпринимаются в коммерческих целях. Срок охраны промышленных образцов не должен составлять менее 10 лет.

Члены ВТО могут ограничивать права владельцев промышленных образцов при следующих условиях: 1) исключения являются ограниченными; 2) они не вступают в необоснованное противоречие с обычным применением охраняемых промышленных образцов; 3) не ущемляют необоснованно законные интересы владельца охраняемого образца, с учетом законных интересов третьих лиц. Данная общая формула схожа с положениями статьей 13 и 17 ТРИПС, которые предписывают возможность ограничений для исключительных прав в отношении авторских прав и товарных знаков.

Патенты

Согласно статье 27 ТРИПС члены ВТО должны предоставлять правовую охрану изобретениям (техническим решениям) во всех областях техники, при наличии трех условий: 1) новизна; 2) изобретательский уровень; 3) промышленная применимость. Под это определение могут подпадать изобретения, касающиеся как продукта, так и способа получения продукта. Чтобы установить соответствие заявки на патент указанным условиям, члены ВТО могут предъявлять к заявителям требования ясного и полного раскрытия соответствующей информации, относящейся к изобретениям (статья 29 ТРИПС).

Следует оговориться, что хотя ТРИПС ничего прямо и не говорит о полезных моделях, так называемых «малых изобретениях», они также косвенно охватываются данным международным соглашением по причине того, что нормы ТРИПС инкорпорируют нормы Парижской конвенции, которая, в свою очередь, содержит нормы в отношении полезных моделей. Однако раздел 5 ТРИПС регулирует только патенты на изобретения, но не на полезные модели.

Исключения в отношении патентуемых изобретений

Предоставление охраны некоторым изобретениям может вступать в противоречие с соображениями морали и публичного порядка, как они понимаются в соответствующих государствах членах ВТО. Это могут быть интересы охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, защита окружающей среды и иные (пункт 2 статьи 27 ТРИПС).  Кроме этого, ТРИПС прямо допускает изъятие из области патентования диагностических, терапевтических и хирургических методов лечения людей или животных, а также растений и животных, биологических способов выращивания растений или животных (пункт 3 статьи 27 ТРИПС).

В рамках ВТО в настоящее время широко обсуждается соответствие существующего режима охраны интеллектуальной собственности с новыми международными обязательствами стран-членов и современными проблемами развития науки и техники (см. например, параграф 19 Дохийской Декларации конференции министров ВТО от 14.11.2001 о соотношении положений ТРИПС и Конвенции «О биологическом разнообразии», о необходимости защиты традиционных знаний и фольклора).

Права патентообладателей

ТРИПС исходит из того, что минимальный объем прав, предоставляемый патентом, будет включать исключительные права по использованию соответствующего продукта или продукта, полученного запатентованным способом, в гражданском обороте (в частности, предложение для продажи, продажу)[17], также права на отчуждение патента, передачу его по наследству, заключение лицензионных договоров на использование патента (статья 28 ТРИПС).

Исключительные права на использование патента должны действовать не менее 20 лет с даты подачи заявки (статья 33 ТРИПС).

Однако члены ВТО могут ограничивать исключительные права владельцев патентов при наличии стандартных для ТРИПС условий баланса интересов: 1) исключения являются ограниченными; 2) они не вступают в необоснованное противоречие с нормальным использованием патентов; и 3) необоснованно не ущемляют законные интересы патентообладателей (статья 30 ТРИПС)[18]. Кроме этого, статья 31 ТРИПС содержит специальные исключения, касающиеся принудительного лицензирования (случаи использования патента без разрешения патентообладателя государством или третьими лицами, включая ситуацию зависимых патентов), а также обязательные условия, которые должны соблюдаться при этом.

Топологии (топографии) интегральных микросхем

Охрана топологий интегральных микросхем (зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними) согласно ТРИПС определяется положениями, во-первых, в основном Договора об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, во-вторых, самого ТРИПС, которые устанавливают некоторые дополнительные требования к охране топологий интегральных микросхем. К числу таких требований относятся: 1) объем охраны, который должен охватывать ввоз, продажу или иное распространение в коммерческих целях охраняемой топологии, интегральной микросхемы с охраняемой топологией или изделия, включающего такую интегральную микросхему, только постольку, поскольку в них остается неправомерно воспроизведенная топология (статья 36 ТРИПС); 2) особенности использования топологий интегральных схем без разрешения правообладателя добросовестными лицами, по принудительным лицензиями или государством (статья 37 ТРИПС); 3) срок охраны, который должен составлять не менее 10 лет (статья 38 ТРИПС).

Охрана закрытой информации

Члены ВТО обязаны предоставлять охрану закрытой информации (аналог секрета производства или ноу-хау) при условии, что такая информация является: 1) конфиденциальной (т.е. не является общеизвестной и легко доступной); 2) имеет коммерческую ценность; 3) и ее обладатель принимает надлежащие с учетом конкретных обстоятельств меры по сохранению такой информации конфиденциальной (статья 39 ТРИПС). При этом члены ВТО не обязаны предоставлять охрану закрытой информации в виде каких-либо исключительных прав. Достаточным будет считаться обеспечение эффективной защиты от недобросовестной конкуренции (недобросовестного коммерческого использования) по смыслу статьи 10 bis Парижской конвенции, включая защиту от неправомерного разглашения такой информации физическими и юридическими лицами, а также от разглашения закрытых сведений, представленных правительствам или государственным органам, о новых химических веществах, используемых в фармацевтических и агрохимических продуктах.

Требования в области правоприменительной практики и эффективной защиты интеллектуальной собственности

Главным отличием ТРИПС от других международных соглашений в сфере охраны интеллектуальной собственности, как уже отмечалось в самом начале, является то, что в этом международном договоре впервые устанавливаются общепринятые стандарты, которым должны отвечать правовые системы стран-членов ВТО в области правоприменения и эффективных средств защиты. Согласно ТРИПС простое закрепление соответствующих прав интеллектуальной собственности в национальном законодательстве не является достаточным, необходимо предусмотреть еще и эффективные средства правовой защиты для борьбы с потенциальными нарушениями интеллектуальной собственности, а также обеспечить надлежащую работу правоприменительных органов.

В самом общем виде требования к национальным правовым системам в этой части содержатся в статье 41 ТРИПС. Члены ВТО не обязаны создавать специализированные суды по защите прав интеллектуальной собственности, однако они должны предусмотреть наличие в своем законодательстве таких процедур, обеспечивающих соблюдение прав интеллектуальной собственности, которые будут: а) эффективными, б) равными для всех и в) справедливыми (с точки зрения процедурных гарантий). Эти процедуры с точки зрения доступности не должны быть излишне сложными или дорогостоящими, и не должны приводить к необоснованному увеличению сроков или неправомерным задержкам.

Минимальные процессуальные гарантии для сторон в спорах о защите интеллектуальной собственности согласно ТРИПС заключаются в том, что административные и судебные решения по существу дела должны предоставляться сторонам в разумный срок, предпочтительно в письменной форме, быть мотивированными и основываться исключительно на доказательствах, по которым сторонам была предоставлена возможность высказаться; стороны также должны иметь право на обжалование окончательных административных решений и судебных решений по существу дела.

В последующих статьях ТРИПС эти положения получают свое развитие и конкретизацию. Можно выделить, во-первых, стандарты в отношении общих средств правовой защиты, к которым можно отнести соответствующие гражданские, административные и уголовные процедуры, и, во-вторых, стандарты в отношении специальных средств правовой защиты, к которым ТРИПС относит институты временных мер и пограничных мер. 

Стандарты ТРИПС в отношении общих средств правовой защиты

Стандарты в отношении гражданских и административных дел

Справедивость процедуры(статья 42 ТРИПС)

Правовые средства для защиты прав интеллектуальной собственности должны удовлетворять базовым требованиям надлежащей процедуры, которые включают:·  
право правообладателей обратиться в суд за защитой своих прав;
·  
право ответчиков быть своевременно уведомленными в письменной форме об основании иска и о существе исковых требований;
·  
право сторон быть представленными независимыми юридическими советниками (адвокатами);
·  
отсутствие чрезмерно обременительных требований по обязательному личному присутствию в заседаниях;
·  
равное право сторон на защиту своих интересов, обоснование требований, представление доказательств по делу;
·  
право на защиту конфиденциальной информации, если только это не противоречит существующим конституционным требованиям.

Раскрытие доказательств(статья 43 ТРИПС)

Право судебных органов требовать раскрытия информации, (издавать соответствующие судебные приказы), которая необходима стороне для обоснования своих требований и которая находится под контролем противной стороны (к которой у заинтересованной стороны нет доступа), при условии соблюдения требований о сохранении конфиденциальности информации.
Возможность для членов ВТО предусмотреть в своем законодательстве неблагоприятные последствия (вплоть до вынесения неблагоприятного решения по существу спора) в отношении той стороны, которая намеренно и без веских причин отказывает в доступе к необходимой информации или же не предоставляет ее в течение разумного периода времени, либо значительно затрудняет доступ к ней.

Судебные запреты(статья 44 ТРИПС)

Судебные органы должны иметь полномочия издавать приказы (запреты), предписывающие стороне воздержаться от нарушения прав интеллектуальной собственности (в частности, путем введения в гражданский оборот контрафактных импортных товаров после таможенной очистки).

Возмещение убытков(статья 45 ТРИПС)

В связи с нарушением прав интеллектуальной собственности правообладатели должны иметь право предъявить требование о возмещении убытков и компенсировать принесенный им ущерб к лицу, которое знало или должно было знать о том, что оно совершает противоправные действия.
Право на возмещение убытков подразумевает и право на возмещение судебных расходов (включая гонорары адвокатам) за счет нарушителя.
Члены ВТО также вправе предусматривать в своем законодательстве такие разновидности средств защиты как взыскание всех полученных доходов или предварительно установленных убытков (т.е. статутных убытков или компенсации за нарушение исключительных прав), даже если нарушитель не знал или не имел веских оснований знать о том, что он осуществляет противоправные действия.

Конфискация товаров, материалов и оборудования(статья 46 ТРИПС)

Правообладатели имеют право требовать изъятия из оборота и уничтожения контрафактных товаров без какой-либо компенсации.
Правообладатели также имеют право требовать изъятия из оборота материалов и оборудования, которые главным образом использовались при создании контрафактных товаров, без какой-либо компенсации.
При рассмотрении запросов суды должны принимать во внимание пропорциональность таких мер с учетом серьезности правонарушения, последствий вынесения таких судебных предписаний и интересов третьих лиц[19].

Раскрытие информации о третьих лицах(статья 47)

Члены ВТО могут, но не обязаны, предусматривать в своем законодательстве возможность для правообладателей через суд требовать от нарушителя прав интеллектуальной собственности раскрытия информации о третьих лицах, участвовавших в производстве и распределении контрафактных товаров или услуг, и каналах их распределения, если только это не будет несоразмерным серьезности нарушения.

Защита прав ответчиков(статья 48 ТРИПС)

Если правообладатели злоупотребляют своими правами по защите прав интеллектуальной собственности, пострадавшие от таких действий ответчики должны иметь право возместить причиненный ущерб, включая свои судебные расходы, когда на них было незаконно наложено какое-либо обязательство или ограничение·  Данное положение может применяться и в отношении органов государственной власти, обязывая их возместить причиненный ущерб, если только не будет доказано, что при применении соответствующих законодательных предписаний они действовали добросовестно.

Уголовные процедуры

Уголовные наказания и процедурыза нарушение прав интеллектуальной собственности(статья 61 ТРИПС) [20]

Члены ВТО обязаны предусмотреть уголовные наказания и процедуры в своем законодательстве за умышленное нарушение авторских прав и прав на товарные знаки, совершенные в коммерческом обороте.
Члены ВТО сохраняют за собой возможность предусмотреть уголовные наказания и процедуры также и за другие нарушение прав интеллектуальной собственности.
Уголовные наказания и меры воздействия должны быть достаточными для выполнения своей превентивной роли (роли сдерживания потенциальных нарушителей) и должны включать:
а) тюремное заключение;
б) денежные штрафы;
в) конфискацию и уничтожение материалов и орудий производства.

Стандарты в отношении специальных средств правовой защиты 

 Временные меры (статья 50 ТРИПС) 

Общие обязательства

Члены ВТО обязаны предусмотреть в своем законодательстве возможность обращения заинтересованной стороны к судебному органу за так называемыми «временными мерами», под которыми понимаются обеспечительные меры срочного (безотлагательного) характера. Такие меры могут применяться еще до подачи иска по существу спора.
Данные меры могут быть направлены на:
a) предотвращение нарушения любого права интеллектуальной собственности (введение в оборот, распространение и т.д.);
b) сохранение соответствующих доказательств, относящихся к предполагаемым нарушениям.

Принятие временных мер без вызова другой стороны

Временные меры могут приниматься без вызова другой стороны в суд, если это является необходимым (в частности, в случаях, если существует вероятность того, что любая задержка причинит непоправимый вред правообладателю или же существует доказуемый риск того, что улики будут уничтожены).В этом случае противная сторона (сторона, интересы которой затронуты) должна безотлагательно ставиться о принятии судом таких мер в известность, самое позднее после осуществления этих мер.У ответчика при этом должно быть право оспорить принятые временные меры, право завить суду о своих возражениях, чтобы изменить или отменить принятые меры

Обеспечение баланса интересов сторон

Временные меры не должны приниматься в автоматическом порядке. В целях исключения злоупотреблений и обеспечения баланса интересов сторон суд может требовать предоставления достаточных доказательств того, что:
а) заявитель является правообладателем;
б) его право нарушается или что такое нарушение неизбежно;
в) в отношении каких именно товаров планируется применение временных мер.
Кроме того, суд может обязать заявителя предоставить залог или равноценную гарантию, достаточную для возмещения будущих убытков ответчика.
После принятия судом временных мер заявитель обязан возбудить судебное разбирательство по существу дела (т.е. предъявить соответствующий иск) в тот срок, который предписан судом и который не должен превышать 20 рабочих дней (31 календарного дня). Если он этого не сделает, суд обязан по заявлению противной стороны отменить или иным образом приостановить принятые временные меры.
Заявитель также обязан компенсировать ответчику любой ущерб, который был причинен неправомерным применением временных мер (например, когда заявитель бездействовал, когда нарушения права интеллектуальной собственности не было).

Пограничные меры (статьи 51-60 ТРИПС)

Общие обязательства 

Члены ВТО обязаны предусматривать в своем законодательстве меры контроля за передвижением товаров через границу с другим государством  для того, чтобы правообладатели, имеющие веские основания подозревать, что может осуществляться ввоз товаров с неправомерно используемым товарным знаком или товаров, произведенных с нарушением авторских прав, могли подать в компетентный административный или судебный орган письменное заявление о приостановлении таможенными органами выпуска в свободное обращение таких товаров.
Данное правило не распространяется на границы между государствами, входящими в Таможенный союз, если меры контроля за передвижением товаров через границы в значительной степени упразднены.Члены ВТО вправе, но не обязаны[21]:·  
- распространять режим пограничных мер на товары, которые содержат в себе иные нарушения прав интеллектуальной собственности (помимо нарушений прав на товарные знаки или авторских прав);
·  
- предусмотреть соответствующие процедуры, касающиеся приостановления таможенными органами выпуска с их территорий контрафактных товаров, предназначенных для экспорта;
·  
- распространить применение таких мер к импорту товаров, поставленных на рынок в другой стране правообладателем или с его согласия (случаи параллельного импорта), или к транзитным товарам;
·  
- применять пограничные меры в отношении незначительного количества товаров некоммерческого характера, содержащихся в личном багаже пассажиров или пересылаемых малыми партиями.

Процедура принятия пограничных мер по заявлению правообладателя

1. По общему правилу для приостановления таможенными органами выпуска в свободное обращение контрафактных товаров необходимо заявление правообладателя. При это он должен представить:
а) убедительные доказательства, что имеет место нарушение его прав интеллектуальной собственности;
б) дать подробное описание товаров для их легкого опознания таможенными органами.
2. Компетентный орган имеет право потребовать от заявителя предоставления разумного залога или равноценной гарантии, достаточной для защиты ответчика и компетентного органа, и предотвращения злоупотреблений правами со стороны правообладателя.
3. Компетентный (судебный или административный) орган в течение разумного периода времени должен сообщить заявителю о принятии его заявления, а также незамедлительно уведомить заявителя и импортера о приостановлении выпуска товаров в обращение.
4. Компетентные органы должны иметь полномочия предоставлять правообладателю достаточную возможность для инспектирования любых товаров, задержанных таможенными органами, с целью обоснования его требований. Компетентные органы также полномочны предоставлять импортеру равноценную возможность для инспектирования любых таких товаров.
5. Продолжительность приостановления выпуска товаров в свободное обращение, по общему правилу, не должна превышать 10 дней. Если в течение этого срока заявитель или иная заинтересованная сторона не возбудили судебное разбирательство по существу спора, товары могут быть выпущены в свободное обращение.
6. Компетентный орган должен иметь право вынести решение, предписывающее уничтожение или изъятие из обращения контрафактных товаров [22].
7. Если задержание товаров оказывается неправомерным, соответствующий орган имеет право вынести решение, предписывающее заявителю оплатить импортеру, грузополучателю и владельцу товаров надлежащую компенсацию за причиненный ущерб.

Процедура принятия пограничных мер по инициативе компетентных органов

Положения ТРИПС допускают ситуацию, когда пограничные меры принимаются компетентными органами по собственной инициативе, если они располагают достаточной информацией о ввозе контрафактного товара.
В этом случае за компетентными органами закрепляется право  обращаться к правообладателю за любой информацией, которая может им помочь в осуществлении этих полномочий.
Импортер и правообладатель незамедлительно должны уведомляться о приостановлении выпуска товаров в свободное обращение для того, чтобы они могли впоследствии прибегнуть к необходимым средствам правовой защиты своих интересов.
За компетентными органами сохраняется право вынести решение, предписывающее уничтожение или изъятие из обращения контрафактных товаров.
В случае добросовестных действий органы государственной власти и их служащие освобождаются от какой-либо ответственности.

 


[1] Под термином "охрана" понимаются вопросы, затрагивающие наличие прав интеллектуальной собственности, их приобретение, объем, сохранение в силе и обеспечение защиты, а также те вопросы, которые затрагивают использование прав интеллектуальной собственности
[2] Например, см. положения статей 65-66 ТРИПС.  См. также: TRIPS and Developing Countries: Towards a New IP World Order? Ed. Gustavo Ghidini, Rudolph J.R. Peritz,Marco Ricolfi, Elgar, 2014.
[3] О толковании объема термина «интеллектуальная собственность» см. Appellate Body Report, US — Section 211 Appropriations Act, para. 335.
[4] Appellate Body Report, US — Section 211 Appropriations Act, paras. 336, 337 and 341.
[5] О подходах Органа по разрешению споров ВТО см: Panel Report, Indonesia — Autos, para. 14.268-14.273.
[6] О подходах ОРС ВТО см.: Appellate Body Report, US — Section 211 Appropriations Act, para. 265-294. Panel Reports, EC — Trademarks and Geographical Indications (US), paras. 7.271–7.272, and (Australia), paras. 7.306–7.307. Гуляева Т.К. Принцип недискриминации в "праве ВТО" // Право и экономика. 2015. N 8. С. 51 - 56.
[7] Подробнее см: Panel Reports, EC — Trademarks and Geographical Indications (US), para. 7.210, and (Australia), para. 7.246. Пирогова В.В. "Торговые аспекты" и "общественные интересы" в Соглашении ТРИПС (ВТО) // Московский журнал международного права. 2010. N 4. С. 72 - 85. Пирогова В.В. Соглашение ТРИПС (ВТО): понятие "злоупотребление правом" (ст. 8) и защита от недобросовестной конкуренции // СПС КонсультантПлюс. 2013.
[8] Подробнее см: Пирогова В.В. Пресечение антиконкурентной лицензионной практики (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - ст. 40 ТРИПС) // СПС КонсультантПлюс. 2012.
[9] Бальхаева С.Б. Ретроактивное действие международных договоров // Журнал российского права. 2015. N 4. С. 122 - 130.
[10] Подробнее см.: Panel Report, US — Section 110(5) Copyright Act
[11] Appellate Body Report, US — Section 211 Appropriations Act, paras. 171, 177 and 178.
[12] О толковании данного положения См: Panel Reports, EC — Trademarks and Geographical Indications (US), footnote 558 to para. 7.611 and (Australia), footnote 564 to para. 7.611.
[13] О толковании данного положения См: Panel Reports, EC — Trademarks and Geographical Indications (US).
[14] For the definitions of “designation of origin” and “geographical indication” in the EC Regulation see the Panel Reports at (US), para. 7.187, and (Australia), para. 7.223.
[15] Panel Reports, EC — Trademarks and Geographical Indications (US), para. 7.622, and (Australia), para. 7.622
[16] Panel Report, EC — Trademarks and Geographical Indications (US), paras. 7.754–7.756.
[17] О толковании данного положения ОРС ВТО см.  Panel Report, Canada — Pharmaceutical Patents, para. 7.18.
[18] Подробнее о толковании допустимых ограничений для исключительных прав патентообладателей ОРС ВТО см. Panel Report, Canada — PharmaceuticalPatents, paras. 7.20–7.21. Старженецкий В.В. Интеллектуальная собственность и право на охрану здоровья // Вестник ВАС РФ. 2009. N 10. Пиличева А.В. Положение Болар (Bolar Provision) в отечественном и зарубежном законодательстве // Вестник гражданского права. 2013. N 2. С. 92 - 107. Declaration on the TRIPS agreement and public health (Adopted on 14 November 2001) // WT/MIN(01)/DEC/2. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min01_e/mindecl_trips_e.htm.
[19] О толковании данных положений ОРС ВТО см. Panel Report, China — Intellectual Property Rights.
[20] О толковании данных положений ОРС ВТО см. Panel Report, China — Intellectual Property Rights
[21] О толковании данных положений ОРС ВТО см. Panel Report, China — Intellectual Property Rights.
[22] О толковании данных положений ОРС ВТО см. Panel Report, China — Intellectual Property Rights

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.