• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бразилия и Евросоюз предлагают ужесточить правила ВТО относительно экспортной конкуренции в сельском хозяйстве

Евроcоюз, Бразилия и еще пять государств-экспортеров продукции сельского хозяйства выступили с предложением об ужесточении норм и правил ВТО относительно экспортных субсидий и аналогичных мер.

По информации «Bridges», соответствующее предложение, которое было сделано в процессе неформальных переговоров 18 ноября 2015 г., является дополнительным рычагом давления на США по вопросам экспортных кредитов и продовольственной помощи – двух областей, на усиление регулирования которых в рамках ВТО официальный Вашингтон пока не настроен согласиться.

Предложенный документ, который поддержали и страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции Аргентина, Новая Зеландия, Парагвай, Перу и Уругвай, предусматривает отмену экспортных субсидий развитыми странами к 2018 г. (то есть на 5 лет позже ранее установленного крайнего срока), а развивающимися странами – к 2021 году. Кроме того, за счет продления срока действия статьи 9.4 Соглашения по сельскому хозяйству развивающиеся страны-члены ВТО смогут до 2026 г. предоставлять экспортные субсидии для снижения издержек обращения, затрат на внутренние перевозки и фрахт.

В свою очередь, Австралия, также страна-экспортер сельскохозяйственной продукции, которая уже долгое время выступает в поддержку более жестких норм в сфере экспортных субсидий, подготовила свой вариант документа, который не предполагает применение дополнительной гибкости в отношении развивающихся стран.

Некоторые развивающиеся страны, в том числе Индия, обращают внимание на то, что Министерская декларация, принятая по итогам 6-й Министерской конференции ВТО, состоявшейся в Гонконге в 2005 г., позволила бы осуществлять платежи в соответствии со статьей 9.4 в течение пяти лет после окончания в 2013 г. крайнего срока для устранения всех форм экспортных субсидий. Другие члены ВТО отмечают, что Министерская декларация не имеет той же юридической силы, что и Соглашение по сельскому хозяйству, поэтому предусмотренный статьей 9.4 переходной период уже завершился.

Сторонники европейско-бразильского предложения выступают за применение новых правил к экспортному кредитованию, экспортным гарантиям и страховым программам, опираясь на текст, подготовленный в 2008 г. председателем Переговорной группы по сельскому хозяйству, послом Новой Зеландии Кроуфордом Фалконером.

Ранее представители США настаивали, что им будет сложно согласиться с предложенным в 2008 г. ограничением срока выплаты экспортного финансирования 180 днями. Хотя соавторы нового документа относительно экспортных субсидий предлагают все же оставить эту норму в итоговом тексте, к ней будет добавлена сноска, которая позволит ввести дополнительный механизм гибкости: при соблюдении определенных условий, срок погашения экспортного финансирования может составлять до 270 дней. В качестве таких условий предлагается рассмотреть, в частности, использование «минимальных страховых премий», определенных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также уровня риска, связанного с определенной страной, как стандарта для расчета сумм платежей. Подобный подход был применен в 2014 г. для урегулирования спора между США и Бразилией относительно хлопковых субсидий.

Вопрос ограничения субсидий в сельскохозяйственном экспорте станет одной из ключевых тем на 10-й Министерской конференции ВТО в Найроби, сообщил Министр экономического развития России Алексей Улюкаев в преддверии саммита лидеров стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Маниле.

«Там будут три важные позиции. Одна – это экспортная конкуренция, то есть ограничение субсидий, особенно в сфере сельскохозяйственного экспорта. Второе – содействие развитию, третье – прозрачность регулирования. Вот такие позиции будут зафиксированы. И будет сделано некое суждение о том, как мы будем продвигаться по этой повестке дальше после Найроби», – заявил он.

По его словам, ВТО должна сохранить возможность адаптироваться, чтобы адекватно реагировать на многочисленные современные вызовы в глобальной экономике, а предстоящая в декабре конференция в Найроби – лучшая возможность продемонстрировать значимость этой организации.

В то же время разногласия между членами ВТО относительно будущего торговых переговоров раунда Доха по-прежнему мешают подготовить проект министерской декларации, которую планируется принять по итогам 10-й Министерской конференции ВТО. В частности, представители Евросоюза, США и Японии стремятся избежать включения в текст итогового документа каких-либо ссылок на декларации, сделанные с момента 4-й Министерской конференции ВТО в Дохе, а ряд развивающихся стран, наоборот, хотели бы сохранить достигнутые промежуточные результаты.

Перспективы принятия решений на 10-й Министерской конференции ВТО пока не ясны, сообщила журналистам представитель России в «Большой двадцатке» (G-20) Светлана Лукаш, комментируя обсуждение вопросов международной торговли на прошедшем саммите «двадцатки» в Анталье.

Она подчеркнула, что у крупнейших стран «присутствуют серьезные разногласия в рамках ВТО по достижению договоренностей». «Непонятны пока перспективы Министерской конференции в Найроби, которая состоится в декабре», – заявила Светлана Лукаш.

Российский представитель также напомнила, что «Дохийский раунд переговоров застопорился и 14 лет не может сдвинуться с мертвой точки, до сих пор не все страны ратифицировали пост-Балийские решения».

Подробнее о предложении Бразилии и Евросоюза об ужесточении правил ВТО относительно экспортной конкуренции в сельском хозяйстве читайте в статье «Bridges» на английском языке «Brazil, EU Propose Tighter WTO Rules on Agricultural Export Competition», а о нормах и правилах ВТО в области сельского хозяйства и развитии российского АПК – в статье Вячеслава Евсеева и Антона Фомина, опубликованной в «Мостах».