• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвесторы бегут с развивающихся рынков

Падение прямых иностранных инвестиций в Россию в первом полугодии составило 46,1% в годовом сопоставлении. Но она не одна столкнулась с подобной проблемой.

Замедление темпов экономического роста — или в некоторых случаях падение — во многих развивающихся странах привело к тому, что прямые иностранные инвестиции очень сильно замедлились или вовсе упали. Во времена экономической нестабильности компании склонны искать «убежища» для своих инвестиций и, как правило, лишены возможности для роста, особенно на развивающихся рынках, которые начинают выглядеть нестабильными или вялыми. По всей видимости, именно такая тенденция характерна для текущей ситуации, констатирует Financial Times.

Согласно данным fDi Markets, 97 из 154 стран, которые классифицируются как развивающиеся рынки, испытали снижение капиталовложений в новые проекты в первые шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. (11 из 154 стран не имели поддающихся проверке гринфилд-проектов в прошлом году и были исключены из сравнения.) В 25 из 97 стран, демонстрирующих отрицательные темпы роста инвестиций, капитальные затраты рухнули до нуля. Еще 42 продемонстрировали резкое сокращение – на 50% или более; еще в 22-х падение составило от 20 до 50%.

И лишь 61 развивающихся стран привлекли более чем 500 млн долларов инвестиций в новые проекты в первом полугодии прошлого года. Из них 47 продемонстрировали относительное снижение показателя в первой половине этого года. Так, падение инвестиций в Китай составило 26%, в Бразилию – 65%. В числе аутсайдеров такие страны, как Гонконг (-35%), Малайзия (-49%), Филиппины (-48%) и Южная Корея (-64%).

Геополитические проблемы в также повлияли на положение дел в таких странах, как Ирак (-76%) и Йемен (-100%), вызвав волновой эффект по всему региону и отразившись на соседних Иордании (-83%), Ливане (-97%) и Турции (-25%). Между тем, производители нефти Ангола (-99%) и Саудовская Аравия (-52%) также пострадали от происходящего.

Отдельно стоит отметить, что падение ПИИ в России составило 46,1% в годовом сопоставлении. По данным fDi Markets, наша страна в первом полугодии 2015 года привлекла 2,806 млрд долларов прямых иностранных инвестиций по сравнению с 5,209 млрд в прошлом году. Это немногим выше чем в Казахстане (2,509 млрд долларов). И хотя, констатируют эксперты, пока слишком рано говорить о стабильной тенденции падения ПИИ на всех развивающиеся рынках, вполне вероятно, что она усилится во второй половине года.

Наиболее часто называемая причина падения прямых инвестиций в Россию – слабая удовлетворённость крупных инвесторов условиями работы, но не менее важны и две другие, отмечает Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills - КапиталЪ АМ». «Первая и, на мой взгляд, главная – отсутствие квалификации у управляющего персонала, нежелание развиваться и стремление нарисовать на бумаге цифры намного лучше фактических. Во всём мире инвестиции начинаются с бизнес-плана и финансовой модели, а у нас – с того, что проект пришёл от своих людей, и поэтому аналитикам во что бы то ни стало надо его обосновать цифрами. Ещё более анекдотичной ситуация стала после повышения ставок ЦБ. При кредитах около 30% инвестиционщикам приходилось рассчитывать на прежние нормативы внутренней доходности около 25%. Это создавало потребность в увеличении доходности портфеля до невиданной», – объясняет он.

Вторая причина падения инвестиций, продолжает Михаил Крылов, – это стабильность внешней торговли, так называемый внешний фактор, объединяющий нас, скажем, с Бразилией. В январе-июле импорт из дальних стран упал в стоимостном выражении на 40%, а доходы от экспорта нефти сократились в 1,68 раза, но при сохранении профицита торгового баланса неизбежен чистый отток капитала. Вот если бы мы покупали больше импорта, это привлекло бы иностранцев в экономику. Так что падение иностранных инвестиций в Россию должно замедлиться к концу года, когда падать больше будет уже некуда. По итогам года, по оценке Крылова, показатель может составить минус 30%.

Снижение уровня привлечения прямых инвестиций в России и в самом деле обусловлено целым рядом факторов, связанных как внутренними, так и внешними проблемами, говорит, в свою очередь, заместитель председателя правления, Локо-Банка Андрей Люшин. Первый фактор - это общий тренд снижения интереса инвесторов к emerging markets, в которых еще 5-6 лет назад видели Мекку для инвестиций. Тем не менее сейчас совершенно очевидно, что в мире идет бурный процесс репатриации капитала из развивающихся обратно в развитые страны.

Темпы восстановления американской экономики после затяжного кризиса, начавшегося еще в 2008 году сейчас привлекают инвесторов: к концу года мы можем увидеть 3-процентный рост ВВП, что является едва ли не лучшим показателем за последние годы, европейская же экономика наоборот проходит период экономических испытаний, что вынуждает европейские же компании сосредотачиваться на наиболее актуальных и приоритетных проектах, сокращая инвестиции по более долгосрочным, направленным на расширение бизнеса.

Более того, говорит аналитик, на протяжении последних лет мы наблюдали резкое укрепление экономической мощи развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Корея, что во многом было вызвано интересом к аутсорсингу со стороны американских и европейских компаний, однако по мере укрепления нацвалют, которое сопровождало экономический рост, условия для аутсорсинга становились все менее привлекательными, что вынудило промышленников искать менее развитые, а потому привлекательные страны. Россия в этой ситуации стоит особняком, поскольку сюда иностранный капитал и бизнес шел с целью освоения колоссального внутреннего рынка, предприятия открывались без расчета на экспорт. По мере того как инфляция, девальвация рубля и снижение реальных доходов душат потребительский рынок, интерес к России угасает.

Также Андрей Люшин отмечает безусловный «вклад» санкицонного бремени в сокращение потока инвестиций - более половины инвестиционных проектов были связаны с крупнейшими российскими промышленными и добывающими компаниями, которые сегодня в большинстве своем попали в черные списки США и Европы. Сотрудничество с ними осложнено даже при сохраняющемся высоком потенциале совместных предприятий.

Если говорить о проблеме оттока капитала из развивающихся стран, то сегодня глубина падения во многом объясняется эффектом высокой базы, когда после бума интереса к emerging markets пыл поугас, поэтому любые, даже  не самые плохие результаты выглядят тускло на фоне прошлых лет.

И все же основная причина падения инвестиций — это неутешительная динамика, характеризующая российскую экономику, уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Падение цен на нефть, девальвация рубля, избыточные инфляционные ожидания, финансово-экономические санкции, закрытый доступ российский компаний на международные рыки заимствования капитала – все это создает серьезные предпосылки для еще более глубокого экономического спада.

Доля российской экономики в мировой продолжает неуклонно снижаться, падение ВВП в этом году будет очень существенным.  Разумеется, говорит эксперт, на фоне подобной реальности инвестиции в российскую экономику сопряжены с колоссальными рисками. Кроме того, институциональные инвесторы весьма обеспокоены и нестабильностью Китая, способного в любой момент спровоцировать еще один коллапс всей мировой экономики. При этом основной удар придется на развивающиеся рынки. Точно к таким же последствиям может привести и повышение краткосрочных ставок и в США. Учитывая сказанное, тенденция сокращения инвестиционной активности на российском рынке рискует затянуться на неопределенное время.

Источник: http://expert.ru