• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ВТО состоялся очередной обзор торговой политики Европейского союза

В рамках механизма обзора торговой политики члены ВТО в 12-й раз изучили и обсудили торговую политику и практику Евросоюза. Заседания Органа по проведению обзора торговой политики прошли 6 и 8 июля 2015 г. на основе соответствующих докладов, подготовленных Секретариатом ВТО и компетентными органами ЕС.

Сообщается, что Евросоюз, один из крупнейших участников международной экономики и торговли, продолжает играть важную роль в многосторонней торговой системе, а его экономика остается открытой и прозрачной.

Внешняя торговля является критичной для функционирования ЕС, и в 2013 г. она достигла 35% его ВВП. Объем экспорта постепенно увеличивался, начиная с 2009 г., а величина импорта – наоборот, уменьшилась в 2013 г. по сравнению с аналогичным показателем 2012 года. Россия с показателем в 119,5 млрд евро в 2013 г. заняла четвертое место среди стран, в которые Евросоюз экспортировал свои товары (6,9% от общей суммы экспорта ЕС) и второе место – среди стран, импортирующих товары в ЕС (206,9 млрд евро или 12,3%). Кроме того, Евросоюз предоставил России услуг на сумму 30,7 млрд евро (соответственно 4,3% и третье место среди стран-импортеров услуг из ЕС).

Хотя основное внимание политики ЕС было уделено монетарному стимулированию и решению других макроэкономических проблем, регулирование и практика международной торговли также развивались. В частности, Европейский союз продолжает вести переговоры о заключении торговых соглашений с США и Японией, а соответствующие переговоры с Канадой уже завершились. Кроме того, с 1 сентября 2014 г. начали действовать Соглашения об ассоциации, подписанные с Грузией и Молдовой, в том числе положения, касающиеся создания «глубокой и всеохватывающей» зоны свободной торговли. Эти международные договоры не только охватывают «традиционные» вопросы либерализации торговли (отмену экспортных и импортных таможенных пошлин, устранение препятствий для торговли услугами), но и содержат нормы относительно государственных закупок, защиты экономической конкуренции и  прав интеллектуальной собственности, приближения норм национального законодательства в области санитарных и фитосанитарных мер, таможенных процедур, технических регламентов и стандартов к соответствующим нормам права ЕС.

Евросоюз продолжает применять Всеобщую систему преференций GSP и GSP+ в отношении развивающихся стран в соответствии с Регламентом Европейского Парламента и Совета № 978/2012. По состоянию на конец марта 2015 г. тринадцать стран (Армения, Боливия, Гватемала, Грузия, Кабо-Верде, Коста-Рика, Монголия, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор и Филиппины) пользовались выгодами системы GSP+. Кроме того, ЕС в одностороннем порядке предоставил Молдове (в 2008 г.) и Украине (в апреле 2014 г.) торговые преференции, действие которых продлится до конца 2015 г. (подробнее читайте в материале «Мостов» от 29 октября 2014 г.). После возобновления в июне 2013 г. действия системы GSP во взаимоотношениях с Бирмой, по состоянию на конец марта 2015 г. Беларусь оставалась единственной страной, в отношении которой действие системы GSP временно приостановлено.

За последние два года средняя ставка таможенных пошлин, применяемых ЕС в соответствии с принципом наиболее благоприятствуемой нации, не изменилась и составляет 6,5%. Тем не менее, размер применяемых таможенных пошлин существенно варьируется от одной товарной группы к другой: таможенные пошлины равны нулю в отношении почти 25% тарифных линий, в то время как более высокая таможенная защита установлена по отношению к сельскохозяйственным продуктам.

Затраты времени и денежных ресурсов на совершение экспортных и импортных операций значительно различаются в отдельных странах-членах Евросоюза. Но вызваны такие различия не таможенными процедурами и требованиями, а неравномерным развитием инфраструктуры и другими подобными факторами. В настоящее время Европейский союз имплементирует электронную систему, которая позволит администрировать экспортно-импортные операции в автоматическом режиме и будет действовать по принципу «единого окна», и таким образом позволит дополнительно снизить время, необходимое для обработки документов. Продолжает расширяться система уполномоченных экономических операторов (УЭО), система соглашений о взаимном признании УЭО теперь включает Китай. С другой стороны, рост количества преференциальных торговых соглашений и сопутствующих им договоренностей между ЕС и основными торговыми партнерами порождает необходимость функционирования сложной системы определения страны происхождения товаров.

По состоянию на конец ноября 2014 г. в ЕС действовали 108 антидемпинговых и 14 компенсационных мер, а специальные защитные меры не применялись с 2008 года. При этом количество антидемпинговых расследований (16), начатых во время отчетного периода, было вдвое меньше, чем за предыдущий двухлетний период, а число инициированных компенсационных расследований (6) осталось практически на том же уровне. Что касается количественных ограничений, то ЕС сохраняет квоты на импорт некоторых видов стальной продукции из Казахстана и текстиля – из Беларуси и КНДР.

До 31 января 2016 г. продолжат действовать секторальные санкции ЕС против России (ограничения на кредитование ключевых государственных банков, предприятий оборонного комплекса и нефтяной индустрии), а до 23 июня 2016 г. – санкции в отношении Крыма и Севастополя (в том числе запрет на совершение экспортно-импортных операций, инвестирование и предоставление туристических услуг) (подробнее читайте в материале «Мостов» от 23 июня 2015 г.). Ограничения на торговлю товарами двойного назначения действуют также в отношении Ирана, КНДР, России и Сирии.

В целом ВТО отмечает, что, несмотря на макроэкономические и фискальные проблемы некоторых стран-членов ЕС, инвестиционное и торговое регулирование в Евросоюзе остается открытым и прозрачным, а Европейский союз – высоко интегрированным экономическим образованием. Тем не менее, экономическое развитие остается хрупким, а значительные различия в правовом регулировании прямого налогообложения, деятельности государственных предприятий, фискальной политики и государственных закупок стран-членов ЕС оказывают влияние на международную торговлю и инвестирование.

Источники: ВТО, «Trade Policy Review Report by the European Union», «Trade Policy Review Report by the Secretariat», 18 мая 2015 г.; «Trade Policy Review: European Union», 6 и 8 июля 2015 г.

Источник: www.ictsd.org