• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Объем российских сельскохозяйственных субсидий значительно сократился

В России доля внутренней поддержки, подлежащей сокращению в соответствии с нормами соглашений ВТО, резко уменьшилась в 2013 г., хотя в целом расходы на реализацию мер по поддержке сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, снизились незначительно.

Об этом свидетельствует уведомление, которое Россия направила в Комитет ВТО по сельскому хозяйству и которое опубликовано в документе ВТО № G/AG/N/RUS/9 от 27 мая 2015 г. («Уведомление»).

Согласно российским данным, в 2013 г. общая сумма российских мер внутренней поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, (overall trade-distorting domestic support, OTDS) немного сократилась, остановившись на уровне 6,9 млрд долларов США. Тем не менее, 99% этой суммы не подлежали каким-либо ограничениям согласно соглашениям ВТО, поскольку такая внутренняя поддержка не превышала 5% стоимости российской сельскохозяйственной продукции. Для сравнения: в 2012 г. лишь 16% внутренней поддержки не достигло этого порогового значения, которое позволяет не учитывать ее при подсчете агрегированного показателя поддержки (aggregate measurement of support, АПП).

России удалось оградить от регулирования ВТО 5,7 млрд долл. США внутренней поддержки, не связанной с конкретным продуктом, благодаря, во-первых, снижению её суммы на 260 млн долл. США и, во-вторых, росту сельскохозяйственного производства на 8%. Значительную долю внутренней поддержки, не связанной с конкретным продуктом, составляли расходы на субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов – 2,7 млрд долларов США.

В своем Уведомлении Россия сообщила, что единственным типом внутренней поддержки, связанной с конкретным продуктом, были субсидии оленеводству. Поскольку все другие типы субсидий, связанных с конкретным продуктом, не превышали 5% общей стоимости производства основного сельскохозяйственного продукта, они не учитывались при подсчете АПП, максимальный уровень которого для России зафиксирован на отметке в 9 млрд долларов США.

В 2013 г. российские оленеводы получили 65 млн долл. США субсидий от государства. Хотя производство молока, скотоводство и свиноводство были реципиентами больших объемов внутренней поддержки, в Уведомлении, в соответствии с правилами ВТО, такая поддержка была признана незначительной (de minimis) и не учитывалась при калькуляции АПП.

По мнению некоторых российских экспертов, на момент присоединения страны к ВТО аграрный рынок России не был готов к моментальной адаптации. Однако на переговорах по присоединению к ВТО российской стороне удалось «выторговать» допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долл. США, то есть в два раза превышающий реальный, с постепенным снижением АПП до 4,4 млрд долл. США к 2018 г. (подробнее о нормах и правилах ВТО в области сельского хозяйства и развитии российского АПК читайте в статье Вячеслава Евсеева и Антона Фомина, опубликованной в «Мостах»).

В Уведомлении Правительство России сообщает также о более активном осуществлении мер, использование которых по определению ВТО не оказывает искажающего воздействия на торговлю, так называемых мер «зеленой корзины» (green box). В этой категории расходы увеличились с 1,7 млрд долл. США в 2012 г. до 2,9 млрд долл. США в 2013 г., из них 1,2 млрд долл. США были потрачены на услуги общего характера (исследования, борьбу с вредителями, подготовку специалистов, маркетинговые, консалтинговые и инфраструктурные услуги).

Общая сумма российских мер внутренней поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, меньше аналогичных показателей развитых стран. Согласно последним данным, в Европейском союзе и США объем OTDS составляет около 12 млрд долл. США, а в Японии – 9 млрд долл. США. Что касается быстро развивающихся экономик, то в Китае и Индии показатели OTDS достигают около 18 и 2 млрд долл. США соответственно, при этом еще 32 млрд долл. США инвестиционных субсидий и финансовой поддержки на покрытие затрат в сельском хозяйстве, согласно специальной норме ВТО в отношении развивающихся стран, освобождены от обязательства по сокращению внутренней поддержки (подробнее читайте в материале «Bridges Weekly» от 18 июня 2015 г.).

По словам руководителя аналитической группы научно-экспертного совета при комитете по аграрным вопросам Государственной думы Российской Федерации Ивана Рубанова, нормы ВТО в области сельского хозяйства не являются критическими для российских сельхозпроизводителей. Проблемы в отрасли вызваны внутренними причинами: административными барьерами, иногда недобросовестностью самих фермеров в части поставляемой продукции, низкой активностью отраслевых союзов, неравномерным распределением государственных субсидий и кадрами.

По прогнозу Минсельхоза России, о котором в апреле 2015 г. рассказал Николай Федоров, занимавший на тот момент пост министра, рост сельхозпроизводства в России в 2015 г. составит 1,4% по сравнению с 3,7% в 2014 году. Сообщалось также, что Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства № 550 от 4 июня 2015 г., которое предусматривает повышение размеров субсидий производителям сельскохозяйственной техники до 25% её цены. В предыдущей редакции Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства № 1432 от 27 декабря 2012 г., максимальный размер субсидий составлял 15%. Ожидается, что увеличение субсидий будет способствовать повышению доступности приобретения сельхозтехники и росту объема поставок такой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Источники: ICTSD (МЦТУР); Brides Weekly, «Russia Reports Sharp Drop in Farm Subsidy Spending», 18 июня 2015 г.; Газета «Коммерсантъ», «Запретный плод ВТО», 18 июня 2015 г.; Правительство России, «Об изменении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», 9 июня 2015 г.; фото: pixabay.com

Источник: http://www.ictsd.org