1.2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года и договоренности о толковании статей ГАТТ 1994
Резюме
Исходное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в настоящее время именуемое «ГАТТ 1947», содержало основные правила и принципы многосторонней торговой системы с момента своего создания и до 1995 года, когда была образована заменившая ГАТТ Всемирная торговая организация (ВТО). Эти правила и принципы относились исключительно к торговле товарами и за десятилетия своего действия дополнялись и заменялись более поздними правовыми документами, принятыми в результате проведения многосторонних переговоров, присоединения новых Договаривающихся сторон ГАТТ (так именовались его члены), предоставления временных изъятий из общих правил и других решений. Хотя в силу исторических причин своего возникновения ГАТТ 1947 юридически не являлось международной организацией, его положения, регулировавшие такие вопросы, как присоединение, совместные действия Договаривающихся сторон, консультации и жалобы, фактически позволяли ему достаточно эффективно выполнять функции международной организации.
Важной особенностью ГАТТ 1947 было наличие так называемой «дедовской оговорки», включенной в Протокол о временном применении ГАТТ. В ней указывалось, что правила, содержащиеся в Части II ГАТТ 1947, которые в основном относились к регулированию нетарифных мер в торговле, могли применяться лишь в той степени, в которой они не были несовместимы с национальным законодательством страны, действовавшим на момент ее присоединения к ГАТТ, что в значительной степени снижало эффективность правовой системы ГАТТ.
После того, как ГАТТ 1994 заменило ГАТТ 1947, прежнее соглашение потеряло юридическую силу. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации устанавливает, что ГАТТ 1994, приведенное в Приложении 1А к этому соглашению, является юридически отличным от Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г., приложенного к Заключительному акту Конференции ООН по торговле и занятости (Гаванская конференция) и именуемого ГАТТ 1947. При этом многие из основных положений ГАТТ 1947, такие как принцип наибольшего благоприятствования, национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования или положения, относящиеся к вопросам торговли и развития, были без изменений перенесены в ГАТТ 1994. Однако ряду перенесенных статей было дано детальное толкование при помощи новых отдельных соглашений, выработанных в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Более того, общее замечание по толкованию Приложения 1А определяет, что в случае коллизии между положением ГАТТ 1994 и положением другого соглашения, содержащегося в Приложении 1А, положение другого соглашения имеет преимущественную силу. Из текста ГАТТ 1994 был исключен Протокол о временном применении ГАТТ 1947, и таким образом ВТО стала полноценной международной организацией, основанной на международном договоре, который был подписан на уровне правительств и ратифицирован национальными парламентами[1].
ГАТТ 1994, которое наряду с другими многосторонними соглашениями по торговле товарами является частью Приложения 1А к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, состоит из: (a) положений ГАТТ 1947; (b) положений юридических документов, которые вошли в силу в рамках ГАТТ 1947 до вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО (например, протоколы, относящиеся к тарифным уступкам, протоколы о присоединении, решения о временном освобождении от обязательств); (с) Договоренностей о толковании ряда статей ГАТТ, выработанных в ходе Уругвайского раунда; и (d) Марракешского протокола к ГАТТ 1994, включившего в ГАТТ 1994 перечни уступок и обязательств в области торговли товарами, выработанных в ходе Уругвайского раунда.
ГАТТ 1994 состоит из четырех частей
В Часть I включены Статьи I и II. Статья I, устанавливающая общий режим наиболее благоприятствуемой нации, закладывает принцип недискриминации в отношениях между членами ВТО. В Статье II излагаются обязательства, применимые к перечням уступок каждого члена ВТО.
Часть II включает Статьи с III по XXIII ГАТТ 1994. Статья III определяет национальный режим в том, что касается внутреннего налогообложения и регулирования. Статьи с IV по XIX охватывают широкий круг вопросов, касающихся нетарифных мер в торговле. Это, в частности, вопросы демпинга и экспортных субсидий, количественных ограничений, ограничений в целях обеспечения платежного баланса, государственных торговых предприятий, государственной помощи развитию, специальных защитных мер, а также ряд технических вопросов, касающихся применения так называемых пограничных мер (свобода транзита, таможенная оценка, отметки о происхождении, публикация и применение торговых правил).
Вопросы, касающиеся общих исключений из правил ВТО и исключений по соображениям безопасности, регулируются положениями соответственно Статей XX и XXI. Положения, регулирующие порядок проведения консультаций и разрешения споров, которые содержатся в Статьях XXII и XXIII, получили подробное толкование и развитие в специальной Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (Приложение 2 к Марракешскому соглашению).
Часть III ГАТТ 1994 охватывает Статьи XXIV – XXXV. Статья XXIV регулирует вопросы таможенных союзов и зон свободной торговли, а также проблематику территориального применения, приграничной торговли и ответственности членов ВТО за действия их региональных и местных органов власти. Статьи XXVIII и XXVIII bis устанавливают порядок проведения тарифных переговоров и изменения перечня тарифных уступок. Однако наряду с сохраненными статьями, многие положения, касающиеся совместных действий Договаривающихся сторон, вступления в силу, присоединения, дополнений и неприменения положений ГАТТ между его сторонами, утратили свою силу, поскольку были замещены аналогичными положениями Соглашения об учреждении ВТО.
В 1965 году к тексту ГАТТ была добавлена Часть IV «Торговля и развитие», положения которой устанавливают специальные правила и привилегии для развивающихся стран. В Статье XXXVI признается необходимость оказания развитыми странами поддержки развивающимся странам, в частности указывается, что они не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов. Статья XXXVII содержит перечисление мер, которые развитые страны по мере возможности могут реализовать в целях поддержки экономического развития. Наконец, Статья XXXVIII определяет порядок совместных действий сторон для достижения целей, изложенных в Статье XXXVI.
Четыре основных принципа ГАТТ 1994
Целью многосторонней торговой системы в рамках ГАТТ является создание для компаний различных стран предсказуемых, транспарентных и стабильных условий ведения бизнеса на внешних рынках, при которых они могут конкурировать на справедливой и равноправной основе. Идеология ГАТТ исходит из того, что открытая и либеральная торговая система создает условия для расширения торговли и роста инвестиций, что в свою очередь способствует повышению жизненного уровня людей, созданию новых рабочих мест, увеличению реального дохода и эффективного спроса.
Первый принцип: защита национальных отраслей промышленности преимущественно при помощи таможенных тарифов
Статьи XI и XII
ГАТТ основано на идее либерализации торговли, но в то же время оно признает, что страны могут защищать свои национальные отрасли промышленности от иностранной конкуренции. Однако такая защита должна осуществляться на разумном уровне и в общем случае только при помощи таможенных тарифов. Принцип защиты при помощи таможенных тарифов подкрепляется положениями, запрещающими странам-членам использовать количественные ограничения импорта, хотя при определенных условиях они все-таки могут применяться. Например, важным исключением является право стран ограничивать импорт при возникновении проблем с платежным балансом. Но это право не безусловно, и страны, вводящие такие ограничения, должны представлять в Комитет ВТО по ограничениям, связанным с состоянием платежного баланса, соответствующие финансовые отчеты, а также заключение Международного валютного фонда о состоянии платежного баланса данной страны. Развивающиеся страны имеют большую свободу введения количественных ограничений импорта, если это необходимо для оздоровления финансовой системы, по сравнению с развитыми странами.
Однако в условиях ГАТТ 1947 запрет количественных ограничений соблюдался далеко не во всех случаях, особенно в торговле сельскохозяйственными товарами. Кроме того, помимо количественных ограничений, страны-члены ЕС вместо фиксированных ставок таможенных тарифов на аграрную продукцию умеренной зоны (пшеница и прочие зерновые, мясо и молочные продукты) применяли изменяющиеся ставки с целью поддержания уровня дохода фермеров. Другим серьезным исключением из запрета на количественные ограничения было существование так называемого Многостороннего соглашения по текстилю. Заключенное под давлением развитых стран, это соглашение вводило систему импортных квот на текстильную продукцию развивающихся стран, что по сути выводило международную торговлю текстилем и одеждой из-под правил ГАТТ. Наконец, своими льготными правами в рамках ГАТТ нередко злоупотребляли и развивающиеся страны, которые в дополнение к высоким импортным тарифам вводили еще и количественные ограничения не только в сельскохозяйственном, но и промышленном секторе.
Укрепление дисциплины в отношении использования количественных ограничений в рамках ВТО
Соглашение по сельскому хозяйству, Статьи 3 и 4
Создание правовой системы ВТО позволило значительно укрепить дисциплину в области использования количественных ограничений. Так, в сфере торговли сельскохозяйственными товарами в соответствии с положениями Соглашения по сельскому хозяйству количественные ограничения и переменные ставки таможенного тарифа были устранены. Вновь установленные ставки таможенных тарифов на аграрную продукцию были определены в результате процесса «тарификации» количественных ограничений, то есть пересчета уровня защиты рынка, устанавливавшейся количественными ограничениями, в терминах таможенных тарифов. Кроме того, члены ВТО в числе прочих обязательств по либерализации международной торговли сельскохозяйственной продукцией взяли на себя обязательства по постепенному снижению уровня тарифной защиты в этом секторе.
Основным содержанием Соглашения по текстилю и одежде, также заключенного в ходе Уругвайского раунда, были сроки и условия, на которых развитые страны взяли на себя обязательства по постепенному устранению количественных ограничений импорта текстиля и одежды из развивающихся стран. Этот процесс был завершен к 1 января 2005 г., после чего Соглашение по текстилю и одежде прекратило свое существование, а на международную торговлю текстильными товарами и одеждой были распространены общие правила ВТО.
Договоренность в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994
Статьи 2 и 3
Решению проблемы количественных ограничений из-за трудностей с платежным балансом призвана служить Договоренность в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994. Она призывает страны-члены не использовать количественные ограничения для поддержания своего платежного баланса, а задействовать более прозрачные меры, основанные на факторе цены, включая дополнительные импортные сборы, импортные депозиты и другие аналогичные торговые меры, влияющие на цены импортируемых товаров. К количественным ограничениям следует прибегать лишь тогда, когда в критической ситуации меры, основанные на факторе цены, не способны остановить резкое ухудшение платежного баланса.
Таким образом, правовая система ВТО, значительно укрепив дисциплину в использовании количественных ограничений, придала новый импульс одному из основополагающих правил ГАТТ в том, что касается защиты национальной промышленности преимущественно таможенно-тарифными средствами.
Второй принцип: тарифы должны снижаться и «связываться»
Статья XXVIII bis
Вторым важным принципом ГАТТ 1994 является положение о том, что таможенные тарифы и другие меры, используемые странами для защиты национального производства, должны снижаться или устраняться, а уровни тарифов после снижения должны документально фиксироваться («связываться») с тем, чтобы воспрепятствовать их повышению в дальнейшем.
Статья II.1(b) ГАТТ 1994
Договоренность о толковании Статьи II.1(b) ГАТТ 1994
Концепция «связывания» (“binding”), используемая в рамках ГАТТ 1994, требует некоторых пояснений. Попозиционные ставки таможенного тарифа, согласованные в ходе переговоров, а также другие обязательства указываются странами в перечнях уступок. Каждая страна-член ВТО имеет свой перечень и не имеет права взимать таможенные тарифы или другие пошлины и сборы по ставкам, которые бы превышали уровни тарифов, зафиксированных в ее перечне уступок и именуемых «связанными» ставками. Уровни «связывания», как правило, превышают ставки, по которым реально взимаются таможенные пошлины, что дает странам определенную свободу действий: в случае необходимости ставки могут быть подняты до уровня «связывания». Необходимо отметить, что предметом тарифных переговоров в ГАТТ/ВТО являются именно уровни «связывания», а не реально взимаемые ставки таможенных тарифов.
В ходе переговоров Уругвайского раунда был достигнут существенный прогресс в «связывании» тарифов. Так, все страны-члены ВТО – развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой – «связали» 100% своих таможенных тарифов в сельскохозяйственном секторе. В секторе промышленных товаров уровень «связывания» в среднем составил 98%. Подобных результатов не удавалось достичь за многие годы предыдущих раундов многосторонних торговых переговоров, что создавало значительную неопределенность в условиях доступа на рынки, поскольку, планируя сделку, экспортер не мог заранее с уверенностью знать, какая ставка таможенного тарифа будет взиматься с его товаров.
Статья XXVIII
В случае необходимости любая страна, «связавшая» ставки таможенного тарифа, имеет право отозвать предоставленные уступки и ввести взимаемые ставки сверх тех, которые зафиксированы в ее перечне уступок. Однако в этом случае она должна вступить в переговоры со странами, являющимися основными поставщиками данных товаров (“principle suppliers”) и по этой причине особо заинтересованными в сохранении прежнего уровня тарифа. Целью переговоров является выработка «компенсации» за повышение ставки таможенного тарифа, которая, как правило, предоставляется в форме понижения ставки таможенного тарифа по какому-либо другому товару или товарам, согласованным в ходе переговоров. При этом предполагается, что общий баланс взаимных уступок и условия доступа на рынок импортирующей страны должны сохраняться на уровне, предшествовавшем отзыву уступки.
Третий принцип: торговля должна вестись на основе режима наиболее благоприятствуемой нации
Статьи I и XIII
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) обеспечивает недискриминационный характер международной торговли. Это означает, что, если одна страна-член предоставляет другой стране тариф или любую другую льготу в отношении какого-либо товара, то она должна без всяких предварительных условий предоставить такие же условия и аналогичным товарам других стран. Иными словами, если в ходе тарифных переговоров одна страна предоставляет другой стране уступку в отношении ставки таможенного тарифа, то такая же ставка должна быть применена и к импорту аналогичных товаров из других стран-членов ВТО. Принцип РНБ применим и в отношении экспортных пошлин, то есть, если страна вводит экспортную пошлину на поставки продукции в какую-либо страну, то такая же ставка должна взиматься и при экспорте таких товаров во все страны-члены ВТО.
Более того, обязательства стран-членов ВТО в отношении РНБ не ограничиваются только тарифами. Они также распространяются и на различные сборы, связанные с импортными и экспортными операциями, на методы взимания таких пошлин и сборов, внутренние налоги и сборы, а также на все правила и формальности в связи с ввозом и вывозом. В случае введения страной-членом количественных ограничений в рамках предоставленных ей исключений управление этими ограничениями (например, распределение импортных квот между странами-поставщиками) также должно производиться на недискриминационной основе.
Исключения из принципа РНБ
Статья XXIV
Правила ГАТТ признают, что таможенные тарифы и другие барьеры в торговле могут снижаться на преференциальной основе странами, являющимися членами региональных торговых соглашений. В этом случае страны-члены, торгующие между собой по сниженным ставкам таможенного тарифа или вообще беспошлинно, имеют право не распространять такие же условия торговли на страны, не являющиеся членами данного преференциального соглашения. Иными словами, региональные торговые соглашения представляют собой важное исключение из принципа РНБ.
Статья XXIV.8
В целях защиты интересов третьих стран правила ГАТТ 1994 содержат достаточно строгие условия заключения подобных преференциальных договоренностей. В частности, страны-члены региональных торговых соглашений должны устранить тарифы и другие барьеры в отношении практически всей взаимной торговли между составляющими территориями, Кроме того, заключение преференциального торгового соглашения не должно вести к возникновению новых барьеров в торговле с третьими странами.
Региональные торговые соглашения могут принимать форму таможенных союзов или зон свободной торговли. В обоих случаях взаимная торговля между участниками подобных соглашений начинает осуществляться, как правило, преимущественно на беспошлинной основе, в то время как в отношении третьих стран продолжают применяться ставки РНБ. В случае таможенных союзов ставки таможенного тарифа стран-членов гармонизируются и единообразно применяются в отношении импорта из третьих стран. При наличии зоны свободной торговли ее страны-члены ведут взаимную торговлю на беспошлинной или льготной основе, а в отношении третьих стран применяют ставки таможенного тарифа РНБ, зафиксированные в национальных перечнях. Гармонизации ставок таможенного тарифа в этом случае не происходит.
По данным секретариата ВТО, в настоящее время действуют 262 преференциальных соглашения, большую часть которых составляют двусторонние или региональные соглашения о свободной торговле. Еще несколько десятков подобных соглашений находятся на продвинутых стадиях переговоров. Региональные торговые соглашения, устраняя тарифные и нетарифные барьеры, значительно облегчают взаимную торговлю стран-членов и деятельность компаний на рынках друг друга. Вместе с тем, продукция стран, не входящих в преференциальные соглашения, сталкивается с более высокими импортными пошлинами РНБ, что делает ее менее конкурентоспособной. По этой причине важной задачей, стоящей перед ВТО, является поиск компромисса между стремлением стран развивать региональную торговлю по правилам, зачастую выходящим за пределы компетенции ВТО, и дальнейшей либерализацией и развитием торговли на многосторонней основе.
Четвертый принцип: национальный режим
Статья III
Как было отмечено выше, принцип РНБ требует от стран-членов ВТО не дискриминировать торговых партнеров между собой. Принцип национального режима, дополняющий принцип РНБ, требует, чтобы импортированным товарам после пересечения границы и уплаты таможенных пошлин и других сборов предоставлялись условия, не менее благоприятные, чем условия, применяемые к аналогичным товарам национального производства. Иными словами, данный принцип требует одинакового отношения к импортным товарам и товарам местного производства. Таким образом, страна-член ВТО не имеет права облагать импортный товар налогом (например, налогом на продажи) по более высоким ставкам, чем ставки, взимаемые при продаже отечественных товаров. Аналогично, законы, правила и административные требования, затрагивающие внутреннюю продажу, перевозку товаров или их распределение, не должны применяться таким образом, чтобы дискриминировать товары иностранного производства по сравнению с отечественной продукцией.
Опыт выполнения ГАТТ 1994
На конец ноября 2015 г. в рамках ВТО было возбуждено 500 процедур разрешения споров, из них в 401 случае среди прочих нарушений правил ВТО истцы указывали на нарушения ответчиками положений ГАТТ 1994. Это неудивительно, учитывая, что ГАТТ 1994 является основным сводом многосторонних правил в торговле товарами, и фактически любое предполагаемое нарушение положений какого-либо секторального соглашения, интерпретирующего ту или иную статью ГАТТ 1994, неизбежно является нарушением и самой основополагающей статьи Генерального соглашения. Так, в запросах о проведении консультаций, являющихся первым этапом процедуры разрешения споров ВТО, Статья I (Режим наибольшего благоприятствования) указывалась 144 раза, Статья II (Перечень уступок) – 111 раз, Статья III (Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования) – 222 раза, Статья V (Свобода транзита) – 25 раз, Статья VI (Антидемпинговые и компенсационные пошлины) – 144 раза, Статья VII (Оценка товара для таможенных целей) – 15 раз, Статья VIII (Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом) – 27 раз, Статья IX (Отметки о происхождении) – 4 раза, Статья X (Публикация и применение торговых правил) – 170 раз, Статья XI (Общая отмена количественных ограничений) – 134 раза, Статья XIII (Недискриминационное применение количественных ограничений) – 45 раз, Статья XVI (Субсидии) – 13 раз, Статья XIX (Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров) – 56 раз, Статья XXIV (Территориальное применение. Приграничная торговля. Таможенные союза и зоны свободной торговли) – 9 раз.
Из данного перечня видно, что наиболее часто при возникновении споров о нарушении положений ГАТТ 1994 указывались статьи, регулирующие такие вопросы, как РНБ, сохранение уровня тарифных уступок, национальный режим, антидемпинговые и компенсационные пошлины, публикация торговых правил и запрет количественных ограничений. Все это достаточно легко доказуемо при большинстве нарушений правил ВТО и поэтому активно используется истцами для подкрепления обоснованности своих жалоб. Тем не менее, многочисленность подобных ссылок свидетельствует о том, что именно эти правила наиболее часто нарушаются членами ВТО. Значительно реже при возникновении споров упоминаются такие положения ГАТТ 1994, как, например, таможенная оценка, субсидии и региональные торговые соглашения, что, по-видимому, говорит о более широком совпадении взглядов членов ВТО на порядок выполнения соответствующих статей ГАТТ 1994.
Договоренности о толковании статей ГАТТ 1994
Как указывалось, ГАТТ 1994 наряду с многими юридическими документами включает в себя Договоренности о толковании некоторых статей и положений Генерального соглашения, которые были выработаны в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.
Договоренность о толковании Статьи II.1(b) ГАТТ 1994
Данный документ вводит требование о связывании любых «других пошлин или сборов», взимаемых при ввозе товаров, для которых ставки таможенных тарифов связываются. В Договоренности излагается порядок расчета и фиксации подобных сборов. Связывание «других пошлин или сборов» гарантирует, что льготы, получаемые от связывания ставок таможенных тарифов, не будут нейтрализованы путем увеличения подобных сборов. Фактически в настоящее время перечни уступок стран-членов ВТО дают полное представление о пошлинах и сборах, которые при импорте взыскиваются таможенной администрацией.
Договоренность о толковании Статьи XVII ГАТТ 1994
Данный документ вводит правила большей прозрачности в отношении деятельности государственных торговых предприятий, включая органы по маркетингу, наделенные исключительными или специальными правами. Страны-члены ВТО должны направить специальные уведомления в отношении таких предприятий с последующим рассмотрением этих нотификаций Рабочей группой и представлением отчета Совету по торговле товарами.
Договоренность в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994
Данный документ устанавливает требование к странам-членам ВТО представлять графики постепенного устранения торговых ограничений в случае введения мер, принимаемых в связи с состоянием платежного баланса. При введении подобных мер предпочтение должно отдаваться тем, которые наносят наименьший ущерб торговле. Страны-члены должны избегать введения новых количественных ограничений и добросовестно обосновывать критерии, используемые ими при принятии мер в связи с состоянием платежного баланса. Договоренность также содержит процедуры для подачи нотификаций о новых мерах по соображениям состояния платежного баланса.
Договоренность о толковании Статьи XXIV ГАТТ 1994
В данном документе детально изложены процедуры, касающиеся создания и рассмотрения таможенных союзов и зон свободной торговли, а также прописаны обязательства стран-членов в отношении действий региональных органов власти. Договоренность подтверждает, что все нотификации относительно таможенных союзов и зон свободной торговли должны рассматриваться рабочими группами, которые затем должны представлять отчеты Совету по торговле товарами.
Раздел, касающийся Статьи XXIV.5, излагает порядок проведения оценки общего влияния пошлин и других инструментов до и после создания таможенного союза. Что касается временных соглашений, то «разумный период времени» установлен в 10 лет. Этот период может быть превышен лишь в исключительных случаях.
Раздел, касающийся Статьи XXIV.6, уточняет процедуру повышения связанной ставки таможенного тарифа в ходе создания таможенного союза. Договоренность подтверждает, что члены, которые извлекают выгоды из снижения пошлин в результате образования таможенного союза, не обязаны предоставлять компенсацию.
Раздел, посвященный Статье XXIV.12, подтверждает, что каждый член ВТО обязан полностью выполнять все положения ГАТТ 1994 и делать все от него зависящее для выполнения этих положений региональными и местными органами власти. В отношении мер, предпринимаемых региональными и местными органами власти, могут быть возбуждены процедуры на основании Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. При этом страна-член должна сделать все возможное для выполнения региональными органами власти решения Органа по разрешению споров. Если страна-член не добьется выполнения решения Органа по разрешению споров, она будет нести за это ответственность.
Договоренность в отношении освобождения от обязательств по ГАТТ 1994
В документе содержится перечень информации, которую требуется представить странам-членам, направляющим запрос об освобождении от обязательств или о продлении существующего освобождения. Любое освобождение от обязательств, действующее на дату вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО, прекращает свое действие по истечении срока его действия, или через два года после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО, в зависимости от того, какой из этих сроков наступит раньше.
Договоренность о толковании Статьи XXVIII ГАТТ 1994
В данном документе устанавливается процедура определения «основного заинтересованного поставщика» для целей изменения или отзыва тарифной уступки. Он также излагает порядок расчета компенсации в случаях, когда неограниченная тарифная уступка заменяется тарифной квотой.
[1] «Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации», «Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты», Москва, «Наука/Интерпериодика», 2002 г., стр. 5.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.