• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН

Научно-исследовательский семинар «Торговая политика, глобальные цепочки стоимости и экономическое развитие»

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы является неотъемлемой и обязательной составляющей обучения в рамках бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики. Важнейшим аспектом данной работы является подготовка и написание письменных научных работ студентов, а также их защита. Научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов исследования в виде качественной выпускной квалификационной работы. Глобальный феномен цепочек создания стоимости способствует интеграции на различных уровнях. Сегодняшние международные производственные системы изменяют традиционные способы смотреть на инвестиционные, производственные, финансовые, информационные системы и технологии. Они больше не могут рассматриваться как отдельный, дискретный объект государственной политики. Международная фрагментация производства породила противоположность фрагментации - комплекс сетевых системы производства и потребления с многочисленным перемещением промежуточных частей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Перечисляет основные методы научно-исследовательского поиска.
  • Называет основные этапы научного исследования.
  • Иллюстрирует особенности торговли и производства в условиях глобальных цепочек стоимости.
  • Определяет предмет, объект, субъект и среду исследования.
  • Формулирует научную гипотезу, цель и задачи исследования.
  • Анализирует источники, научную литературу по выбранной теме.
  • Подготавливает тексты информационно-аналитического и научного содержания.
  • Обрабатывает статистические данные касающиеся производства и торговли на основе добавленной стоимости.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает и формулирует темы исследования.
  • Выбирает форму для адекватного представления результатов исследования.
  • Изучает особенности подготовки реферата и требования к оригинальности содержательной части эссе.
  • Изучает требования к содержанию и форме подготовки рефератов и эссе.
  • Изучает требования НИУ ВШЭ по подготовке устного выступления.
  • Называет основные этапы и принципы управления.
  • Называет особенности глобальных и региональных исследований.
  • Называет последствия для торговой политики в зависимости от масштабов и характера участия в ГЦС.
  • Описывает методологию научных исследований.
  • Описывает основные положения политики экономического развития.
  • Описывает основные элементы работы: теория, эмпирическое исследований, прикладные элементы работы.
  • Описывает основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
  • Описывает основы управления цепочками поставок.
  • Описывает понятие глобальных цепочек стоимости.
  • Описывает понятие добавленной стоимости.
  • Описывает предмет экономических научных исследований.
  • Оформляет список источников.
  • Перечисляет основные этапы эволюции глобальных цепочек стоимости.
  • Перечисляет основы и принципы научного исследования.
  • Перечисляет основы участия в глобальных цепочках стоимости.
  • Подготавливает обоснования темы работы, представление презентаций по выбранной теме курсовой работы (обоснование, актуальность, объект, предмет, гипотеза и концепция).
  • Подготавливает развернутый доклад (с презентацией), содержащий основные положения выбранной статьи, включая обоснование выбора данной статьи, ее основных теоретических положений, используемый автором научный и методический аппарат и анализ соотношения положений представляемой работы с имеющимися в литературе альтернативными точками зрения.
  • Разбирает типовые подходы к построению работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы ведения научного исследования.
  • Выбор основных направлений и темы исследования.
  • Структура исследования и подходы к составлению плана научно-исследовательской работы.
  • Методика подбора литературы для исследования и работа с источниками.
  • Обоснование теоретической базы исследования: практическое занятие.
  • Глобальные цепочки стоимости: причины возникновения, эволюция.
  • Управление цепочками поставок и возможности встраивания и продвижения.
  • Участие в ГЦС и особенности политики экономического развития.
  • Государственное регулирование ВЭД и возможности участия в ГЦС, последствия для торговой политики от масштабов и характера участия в цепочках.
  • Формы устного представления результатов исследования.
  • Формы письменного представления результатов научного исследования. Реферат, эссе, статья.
  • Подходы к измерению торговли на основании добавленной стоимости. Работа с существующими базами данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Финальная презентация курсовой работы.
  • неблокирующий Текущий контроль успеваемости студентов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Текущий контроль успеваемости студентов. * 0.5 + Финальная презентация курсовой работы. * 0.5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами : пособие по курсу, , 2005
  • Струве П. Б. - ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 193с. - ISBN: 978-5-534-07078-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/torgovaya-politika-rossii-kurs-lekciy-420758

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Логистика и торговая политика: сборник научных трудов. Вып. 1 (12) / Под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2014. - 196 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535107
  • Математическое моделирование : идеи, методы, примеры, Самарский, А. А., 2001