• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эволюция ЕАЭС и интересы бизнеса

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях мировой политической и экономической нестабильности, волатильности курсов валют отдельным государствам, вне зависимости от их политической и экономической мощи, становится все сложнее достойно и эффективно представлять и отстаивать собственные интересы на международной арене. Процессы «регионализации» являются ответом на глобализационные «вызовы», создание региональных блоков рассматривается как один из наиболее действенных инструментов влияния на подвижную структуру МЭО и МО. Именно поэтому появление подобных объединений можно наблюдать и сегодня. В этой связи для России флагманским и самым значимым проектом является Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Арменией, который направлен как на решение внутренних проблем стран-членов – развитие экономик, повышение благосостояния граждан – так и на определенное позиционирование в системе международных отношений, так как ЕАЭС обладает международной правосубъектностью, является наиболее продвинутой и совершенной структурой на постсоветском пространстве. С точки зрения участия в международных экономических процессах, ЕАЭС, несмотря на свою «молодость», уже заявил о себе как о полноценном акторе, тем более что на постсоветском пространстве это по сути единственное подающее перспективы экономическое объединение. У стран-членов появляется возможность через ЕАЭС влиять на пересмотр устоявшихся правил, в том числе в рамках глобальных институтов, таких как ВТО. Россия, с точки зрения вектора своей внешней политики, находится на стадии «поворота в Азию». В этом регионе необходимо упрочнять уже существующие экономические связи и налаживать новые, и в этих процессах Россия может и должна позиционировать себя не только «сольно», но и в составе ЕАЭС. Это касается, например, стран АСЕАН, диалог об углублении экономического сотрудничества с которыми целесообразно вести именно по линии «ЕАЭС – АСЕАН». Уже подписан Договор о создании зоны свободной торговли между АСЕАН и Вьетнамом, готовится еще ряд подобных Договоров, где одной из сторон выступает именно ЕАЭС. Также существует инициатива по налаживанию экономического партнерства стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, по сопряжению евразийской интеграции с Экономическим поясом Шелкового пути.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • углубление знаний слушателей о ключевых направлениях социально-экономического развития постсоветского пространства, о концептуальной и фактической сторонах интеграционного процесса, о его значимости как феномена современной системы МЭ;
  • знакомство с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблематику евразийской интеграции в контексте глобальных трендов развития;
  • формирование у слушателей навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения областей компетенции и отраслевых политик ЕАЭС;
  • развитие коммуникационных навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности в международных организациях, государственных ведомствах, федераль-ных и региональных органах государственной власти и управления, российских и зарубежных предпринимательских структурах, некоммерческих общественных организациях, поддерживающих международные связи, редакциях СМИ, учреждениях высшего образования с международной проблематикой, академических и научно-исследовательских организациях международного профиля;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает причины возникновения региональных экономических организаций и их роль в международных экономических отношениях. Называет методы взаимодействия государств и характеристика системы регионального экономического регулирования. Дает классификацию и основные функции региональных экономических организаций.Рассуждает о теоретической концепции глобального экономического регулирования, основные проблемы современной системы регулирования и основные направления формирования системы.
  • Приводит характеристику совокупности предложений по урегулированию наиболее острых экономических проблем. Описывает программу тысячелетия как ориентир для решения глобальных проблем бедности и голода. Рассуждает о позиции различных групп стран по глобальной повестке ООН. Перечисляет особенности позиции России. Дает оценку достигнутых результатов и обозначение возможных перспектив дальнейшего прогресса на новых направлениях. Перечисляет цели развития тысячелетия.
  • Называет основные задачи и предметные области деятельности Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Рассуждает о Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Дискутирует о Международной организации по стандартизации (ИСО) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
  • Рассуждает о Группе Всемирного банка. Анализирует организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Перечисляет цели и задачи региональных банков развития.
  • Дискутирует о всемирной торговой организации и ее правовом статусе, задачах, функциях. Может охарактеризовать обязательства России в ВТО.
  • Рассуждает об Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Дискутирует о Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Описывает основные направления деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Может охарактеризовать участие России в работе Агентства по ядерной энергетике при ОЭСР. Перечисляет механизмы Киотского протокола.
  • Знает происхождение и историю развития «Группы семи», институты «Группы восьми», формы принятия решений, основные типы принимаемых документов. Понимает динамику приоритетов в повестке дня «семерки». Имеет представление о модели взаимодействия стран-членов «семерки» и месте России в «Группе восьми». Знает историю присоединения, членства и выхода России из «Группы восьми». Перечисляет возможности использования «Группы семи» для реализации внешнеполитических интересов стран-участниц.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль и место РФ в системе глобального регулирования
  • Позиция России в ООН
  • Цели и приоритеты России в обеспечении экономического развития через систему глобальных институтов
  • Россия и неформальные институты в системе глобального регулирова-ния Группа 7, Группа 20, БРИКС
  • Роль РФ в международных институтах по обеспечению глобальной энергетической безопасности
  • Россия и регулирование международной торговли. Всемирная торговая организация (ВТО)
  • Позиция РФ в отношении формирования новой финансовой архитектуры Международный валютный фонд (МВФ)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий обоснование темы выпускной квалификационной работы
  • неблокирующий драфт курсовой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * драфт курсовой работы + 0.5 * обоснование темы выпускной квалификационной работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A global environmental right, Turner, S. J., 2014
  • Globalization in an age of crisis : multilateral economic cooperation in the twenty-first century, , 2014
  • Глобальное экономическое регулирование : учебник для вузов, Зуев, В. Н., 2009
  • Глобальное экономическое регулирование : учебник для вузов, Зуев, В. Н., 2011
  • Глобальное экономическое регулирование : учебник для вузов, Зуев, В. Н., 2013
  • Международные торговые соглашения и международные торговые организации : учеб. пособие для вузов, Халевинская, Е. Д., 2010
  • Мировая экономика в начале XXI века : учеб. пособие, Авдашева, С. Б., 2013
  • Право Всемирной торговой организации (ВТО) : учебник для бакалавриата и магистратуры, Шумилов, В. М., 2019
  • Страны БРИКС в современной мировой экономике, Авдокушин, Е. Ф., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник, Покровская, В. В., 2002