• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перспективные вопросы глобального регулирования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Перспективные вопросы международного регулирования: экология, природопользование, социальное и культурное развитие» является сформировать представление слушателей о наиболее важных и перспективных направлениях развития системы глобального регулирования. Понимание перспектив развития международного регулирования базируется на знаниях слушателей о ключевых направлениях процесса глобализации и необходимости дать ответ на вызовы современности. Основными объектами изучения дисциплины являются четыре сферы, вынесенные в заголовок, но не только они рассматриваются в курсе, а также и многие другие перспективные направления, например, от освоения Арктики и космоса до налогового регулирования, регулирования электронной торговли и интернет пространства. В числе задач дисциплины: определить влияние многостороннего сотрудничества на формирование торговой политики на национальном, региональном и многостороннем уровнях; сформировать понимание места и роли России в системе многостороннего сотрудничества; определить особенности современного переговорного процесса в новых областях регулирования. В результате освоения данной дисциплины студенты должны знать: важнейшие современные концепции глобального регулирования; политические и экономические драйверы реформы регулирования; этапы и проблемы формирования новой международной системы экономического регулирования; меняющиеся компетенции международных институтов. Студенты также должны уметь пользоваться методикой проведения системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма глобального регулирования в отдельных областях; междисциплинарного анализа в процессе изучения сфер компетенции международных организаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • определить влияние новых вопросов многостороннего сотрудничества на формирование торговой политики на национальном, региональном и многостороннем уровнях;
  • углубить знания слушателей о ключевых направлениях процесса глобализации, о его концептуальной и фактической составляющих, о его значимости как феномена современной системы МЭО;
  • раскрыть специфику сотрудничества по новым перспективным вопросам, требующим многостороннего регулирования;
  • сформировать понимание места и роли России в системе многостороннего сотрудничества, определить новые задачи переговорного процесса;
  • освоить способы и методы защиты экономических интересов России в отношениях с международными институтами;
  • развить у слушателей навыки экспертной оценки состояния и перспектив участия России в формирующейся международной системе экономического регулирования;
  • ознакомить студентов с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблему международного регулирования в контексте глобальных трендов развития;
  • развить коммуникационных навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности в международных организациях, государственных ведомствах, федеральных и региональных органах государственной власти и управления, российских и зарубежных предпринимательских структурах, некоммерческих общественных организациях, поддерживающих международные связи, учреждениях высшего образования с международной проблематикой, академических и научно-исследовательских организациях международного профиля;
  • сформировать у студентов навыки междисциплинарного анализа в процессе изучения перспективных областей международного регулирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает совокупности экономических условий и предпосылок перехода к новым формам международного регулирования на новых направлениях. Аргументирует преимущества и недостатки регулирования нового формата. Называет недостатки и ограничения глобальной системы по сравнению с региональными и национальными системами. Иллюстрирует перспективы развития регулирования на новых направлениях.
  • Воспроизводит совокупности предложений по урегулированию наиболее острых проблем современности. Описывает программу тысячелетия как ориентир для решения глобальных проблем бедности и голода. Оценивает наиболее проблемные зоны. Иллюстрирует позиции различных групп стран по глобальной повестке ООН. Аргументирует достигнутые результаты и возможные перспективы дальнейшего прогресса на новых направлениях.
  • Формулирует проблемы по сохранению глобального культурного наследия. Выделяет деятельность ЮНЕСКО как ведущую организацию по сохранению глобального культурного наследия. Иллюстрирует формы, проблемы, достижения. Формулирует специфику направления и особенности подходов различных стран к «своей и чужой» культуре. Оценивает перспективы превращения культурного наследия в глобально охраняемую ценность.
  • Иллюстрирует Арктический форум как новый инструмент урегулирования глобальной проблемы. Аргументирует суть проблемы и интересы сторон. Различает сферы влияния: цена вопроса. Описывает встречу 2011 года: текущее положение вещей, противоречия между заинтересованными странами. Показывает позицию России. Аргументирует российский подход. Объясняет прецедент урегулирования.
  • Иллюстрирует роль образования в контексте развития глобальных тенденций развития мировой экономики и мировой политики и роль ОЭСР в развитии международных образовательных проектов. Описывает проект AHELO, а также описание, задачи, цели, современное состояние. Называет Болонский процесс и включение России в европейское образовательное пространство. Объясняет проект TUNING, описание, задачи, цели, современное состояние.
  • Иллюстрирует место сектора защиты охраны окружающей среды в социальном направлении глобального регулирования. Аргументирует проблему доступности ресурсов для обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды. Формулирует возможности для инновационного финансирования двусторонних и многосторонних программ по защите окружающей среды. Оценивает масштаб глобальных проблем по сохранению климата, охране окружающей среды, сохранению природного биоразнообразия.
  • Описывает социальный сектор как комплекс взаимосвязанных социально-экономических проблем, требующих вовлеченности и поддержки международного сообщества для достижения целей развития. Формулирует место сектора здравоохранения в социальном направлении глобального регулирования. Различает проблему доступности ресурсов и отдачи от инвестиций для достижения целей развития здравоохранения. Называет возможности для инновационного финансирования сектора здравоохранения.
  • Называет основные проблемы сотрудничества России с международными организациями на наиболее перспективных направлениях. Сравнивает международное законодательство и законодательство России. Иллюстрирует перспективу сближения законодательных норм России и ЕС по регулированию природоохранной деятельности предприятий. Описывает пределы и возможности участия РФ в международном регулировании в различных областях.
  • Называет население земли, общие тенденции роста численности населения. Описывает показатели, характеризующие население. Иллюстрирует крупнейшие по населению страны мира. Аргументирует угрозу перенаселения. Выделяет основные демографические тенденции, парадоксы, проблемы и задачи.
  • Иллюстрирует современную демографическую ситуацию в Российской Федерации. Называет численность и размещение населения. Описывает возрастной и гендерный состав, естественное движение населения. Формулирует проблему восполнения трудовых ресурсов. Описывает миграцию населения в Российской Федерации: внутренняя, внешняя. Выделяет задачи миграционной политики.
  • Называет цивилизационные и экономические основы для развития многостороннего сотрудничества в сфере регулирования изъятия живых ресурсов планеты для коммерческих целей. Выделяет неэкономическую мотивацию регулирования изъятия живых ресурсов: «устойчивость» цивилизационного развития человечества; сохранение биологического разнообразия планеты;
  • Называет влияние культуры на международное сотрудничество и международный бизнес. Описывает значение культурных аспектов в условиях глобализации. Иллюстрирует глобализацию и национальные особенности Концепция культуры. Формулирует категоризацию культур. Описывает подходы к рассмотрению данного вопроса и Выявление универсалий, особенности деловых культур. Распознает структурные признаки, образующие специфический профиль отдельно взятой культуры.
  • Называет четыре фазы делового общения: подготовка делового контакта; программирование делового контакта; реализация делового контакта; принятие решений, подведение итогов делового контакта. Аргуентирует особенности переговоров по ВТО. Иллюстрирует влияние культуры на формирование переговорной позиции. Формулирует проявление особенностей деловой культуры в процессе ведения переговоров. Различает культурные особенности в процессе достижения компромисса и торговых уступок.
  • Называет креативный сектор в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах. Описывает творчество как экономическую стоимость. Различает законодательные нормы, регулирующие оборот творческих продуктов. Иллюстрирует креативные индустрии – основа креативной экономики. Определяет творчество и цифровые технологии. Выделяет электронный рынок.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глобальное регулирование: пределы и возможности
  • Вызовы современности: глобальная повестка дня ООН
  • Роль международных институтов в сохранении культурного наследия человечества
  • Арктический форум
  • Поиск общего деноминатора международных образовательных программ
  • Новые задачи экологического и природоохранного регулирования
  • Здравоохранение как перспективное социальное направление глобального регулирования
  • Сотрудничество РФ с международными организациями на перспективных направлениях регулирования
  • Торговая политика и экология
  • Народонаселение земли: современное состояние, тенденции, проблемы. Международная миграция рабочей силы в системе мирохозяйственных связей
  • Проблемы трудовых ресурсов в РФ, задачи миграционной политики
  • Многостороннее регулирование изъятия живых ресурсов для коммерческих целей
  • Роль деловых культур в развитии международного экономического сотрудничества
  • Роль деловой культуры в проведении международных переговоров
  • Креативная экономика как форма новой экономики XXI века
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за эссе
  • неблокирующий Оценка активности участия в дискуссиях
  • неблокирующий Оценка, полученная на зачете в конце второго модуля (устно
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Оценка активности участия в дискуссиях + 0.3 * Оценка за эссе + 0.4 * Оценка, полученная на зачете в конце второго модуля (устно
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антошин Александр Валентинович. (2016). К вопросу о деятельности международных экономических организаций как регулирующих институтов мировой экономики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FB82A056
  • Зуев, В. (2009). Глобальное Экономическое Регулирование (Учебник). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, (S4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14522489
  • Макаров, И. (2013). Глобальное Изменение Климата Как Вызов Мировой Экономике И Экономической Науке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3A8CC3D

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ГУЛД, Д., & АРМИТЕДЖ, Д. (2015). Глава 3. Длинное и короткое: Глобальное потепление, регулирование и неравенство в 1970-е и после. Ab Imperio, (3), 23–71. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=111358020
  • Ильин, И., & Каверин, М. (2014). Вопросы Преобразования Международных Организаций В Институты Глобального Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.37F6706C