• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная бизнес среда в цифровую эпоху

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Майнор
Когда читается:
1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Государства, компании, банки сталкиваются с совершенно новыми задачами реализации торговой политики по защите своих экономических интересов в условиях цифровой экономики. Во многих сферах эта политика только формируется. Понимание направлений изменений в этой политике становится ключевым фактором развития бизнеса и государственной экономической деятельности. В курсе будут рассмотрены основные направления изменений регулятивной среды и развития торговой политики в таких сферах как: учет и контроль над торговыми потоками, налогообложение различных видов электронной торговли и связанных отраслей (почтовые отправления), изменение политики компаний в условиях новой экономики, модификация торговой политики государств в условиях новой экономики. Особое внимание будет уделено получению студентами новых навыков и компетенций. В этой связи будет предложено рассмотрение кейсов цифровизации деятельности компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с основными категориями, понятиями и принципами внешнеэкономической деятельности на уровне компаний в условиях цифровой экономики
  • Рассмотрение проблем и практик организаций и техники осуществления торговых операций в условиях экономики 4.0
  • Исследование современных форм тенденций развития внешнеторговых экономических отношений как глобальной системы взаимосвязей, охватывающих мировую экономику
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ведущие компании мира, реализующие стратегию развития цифровой экономики
  • Знает о возможности и инфраструктуре для создания продуктов для рынка робототехники, механизмы их коммерциализации и доведения до конечного потребителя
  • Знает о возможностях и инфраструктуре для создания продуктов для рынка интернета вещей в России, механизмы их коммерциализации и доведения до конечного потребителя
  • Знает основные понятия цифровой экономики, в том числе концепции Индустрия 4.0 и Общество 5.0
  • Знает показатели, анализирующие развитие цифровой экономики в мире
  • Имеет представление о возможности поддержки создания и реализации цифрового продукта, регламентированные международными организациями (дотации, субсидирование, пошлины, финансирование, институты кредитования и страхования и проч.)
  • Имеет представление о налогообложении электронной коммерции в мире
  • Имеет представление о налогообложении электронной коммерции в России
  • Имеет представление о программах «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Национальная технологическая инициатива 2035»
  • Имеет представление о цифровой экономике в развитых и развивающихся странах
  • Имеет представление об инфраструктуре в мире, которая необходима для развития цифровой экономики
  • Способен объяснить суть проекта в сфере цифровой экономики, привести подходы к решению существующей проблемы с использованием графического, аналитического анализа, а также аргументировать практическую пользу решения
  • Способен привести аргументацию выбранного цифрового продукта, его концепцию, а также провести конкурентный анализ, показатели деятельности компании, прогноз денежных потоков компании; механизмы коммерциализации и монетизации продукта
  • Способен провести сравнительный анализ развития цифровой экономики в развивающихся и развитых странах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину: Ознакомление с системой оценки и содержанием курса. Рассмотрение основных понятий цифровой экономики. Распределение тем по кейсу 1 и кейсу 2
  • Изучение международного опыта адаптации национальных экономик к цифровой экономике
  • Изучение торговых потоков цифровых товаров и услуг - Практическая работа 1
  • Национальное и международное законодательство по налогообложению и регулированию связанных с цифровой экономикой отраслей - Практическая работа 2
  • Развитие сотрудничества экономических институтов в условиях цифровой экономики - Практическая работа 3
  • Защита кейса №1.
  • Защита кейса №2 (согласно договоренности с практикующим специалистом)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Подключайтесь заранее с настоящими фамилией и именем, имейте при себе пропуск НИУ ВШЭ. Веб-камеры должны быть обязательно включены на протяжении всего экзамена в целях проведения внутреннего прокторинга НИУ ВШЭ. Включение микрофонов будет регулироваться указаниями экзаменаторов. Вам предстоит выполнять задание ручкой на чистых листах бумаги (рекомендуется А4 без клеток и линеек). Задания подразумевают ответы строго на основе изученного в рамках дисциплины материала - лекций, семинаров и домашних заданий. Вы (в т.ч. лицо, руки) вместе с бумагой и ручкой должны постоянно находиться полностью в поле зрения экзаменаторов через веб-камеру компьютера/планшета, с которого подключены к Zoom. Подготовьте рабочее место и настройте оборудование заранее. Обратите внимание, что подключение к Zoom c телефона может не обеспечить подходящий обзор, а также не позволит выполнить требование по фотографированию работы с сохранением обзора Вас и Вашего рабочего места. На экзамене будет задействована стандартная технология прокторинга, применяемая на экзаменах и олимпиадах НИУ ВШЭ. Образец расположения студентов перед камерой доступен в начале ролика на официальной странице НИУ ВШЭ: https://www.hse.ru/studyspravka/distance_stud_proctor По истечении времени, отведенного на выполнения основной части задания (на 30 минут, 80% заданий и оценки), Вам нужно будет отложить ручку и по указанию экзаменаторов в течение пяти минут сфотографировать выполненные задания в читабельном качестве и прислать фотографию (фотографии) в формате JPG/PDF на почту кафедры торговой политики tradepolicy@hse.ru со своей корпоративной студенческой почты. После этого желающим будут предложены задания повышенной сложности уровня оценок "9-10" (на 10 минут, 20% заданий и оценки), которые базируются на предыдущих заданиях и будут проверяться только при полном и правильном выполнении всей основной части. Оцениваются только сданные в срок работы, при выполнении которых Вы постоянно находились в поле зрения экзаменаторов и не нарушали правил проведения экзамена. Соблюдение процедуры экзамена проверяется записями экзаменаторов и путем просмотра видеозаписи. В случае, если Вы сомневаетесь в работоспособности оборудования и качества связи, во избежание сбоев и переноса сдачи экзамена Вы имеете право воспользоваться компьютерной техникой в зданиях НИУ ВШЭ (заранее узнайте соответствующую информацию в учебном офисе или на сайте, предупредите преподавателя).
  • неблокирующий Работа на занятиях
    От итоговой оценки составляют: • 9% - посещаемость и работа во время занятий • 6% - ответы на google-формы • 15% - защита индивидуальной презентации • 10% - обсуждение обязательной литературы по курсу • 20%- защита проекта в сфере цифровой трансформации в группе
  • неблокирующий Онлайн-курс по основам цифровой трансформации
    Вес 15%
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Онлайн-курс по основам цифровой трансформации + 0.6 * Работа на занятиях + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гаврилов Л. П. - ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 433с. - ISBN: 978-5-534-08835-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/elektronnaya-kommerciya-433462
  • Калинин Н.В., под ред. - Современные тренды управления и цифровая экономика. От регионального развития к глобальному экономическому росту - Русайнс - 2019 - ISBN: 978-5-4365-3761-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933862
  • Тесленко И.Б., под общ. ред. - Цифровая экономика - Русайнс - 2018 - ISBN: 978-5-4365-3040-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931325
  • Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 381 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5ad4a677581404.52643793. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945447
  • Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 381 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5ad4a677581404.52643793. - Режим доступа:
  • Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : учебник / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 479 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad4a78dae3f27.69090312. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/995938
  • Электронная коммерция: Учебное пособие / Кобелев О.А.; Под ред. Пирогов С.В., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2017. - 684 с.: 60x84 1/16 ISBN 978-5-394-01738-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/340852

Рекомендуемая дополнительная литература

  • World Investment Report 2017 : investment and the digital economy / prepared by a team led by James X. Zhan ; United Nations Conference on Trade and Development. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.510953174
  • Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156
  • Основы торговой политики и правила ВТО, Данильцев, А. В., 2005
  • Позмогов А.И., под ред., Гергиев И.Э. - Цифровая трансформация российского бизнеса - Русайнс - 2019 - ISBN: 978-5-4365-3798-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933886