• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная бизнес среда в цифровую эпоху

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Майнор
Когда читается:
1, 2 модуль

Преподаватель

Мороз Екатерина Вячеславовна

Мороз Екатерина Вячеславовна

Программа дисциплины

Аннотация

Государства, компании, банки сталкиваются с совершенно новыми задачами реализации торговой политики по защите своих экономических интересов в условиях цифровой экономики. Во многих сферах эта политика только формируется. Понимание направлений изменений в этой политике становится ключевым фактором развития бизнеса и государственной экономической деятельности. В курсе будут рассмотрены основные направления изменений регулятивной среды и развития торговой политики в таких сферах как: учет и контроль над торговыми потоками, налогообложение различных видов электронной торговли и связанных отраслей (почтовые отправления), изменение политики компаний в условиях новой экономики, модификация торговой политики государств в условиях новой экономики. Особое внимание будет уделено получению студентами новых навыков и компетенций. В этой связи будет предложено рассмотрение кейсов цифровизации деятельности компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с основными категориями, понятиями и принципами внешнеэкономической деятельности на уровне компаний в условиях цифровой экономики
  • Рассмотрение проблем и практик организаций и техники осуществления торговых операций в условиях экономики 4.0
  • Исследование современных форм тенденций развития внешнеторговых экономических отношений как глобальной системы взаимосвязей, охватывающих мировую экономику
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия цифровой экономики, в том числе концепции Индустрия 4.0 и Общество 5.0
  • Имеет представление о программах «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Национальная технологическая инициатива 2035»
  • Имеет представление о цифровой экономике в развитых и развивающихся странах
  • Знает показатели, анализирующие развитие цифровой экономики в мире
  • Знает ведущие компании мира, реализующие стратегию развития цифровой экономики
  • Имеет представление о налогообложении электронной коммерции в мире
  • Имеет представление о налогообложении электронной коммерции в России
  • Способен провести сравнительный анализ развития цифровой экономики в развивающихся и развитых странах
  • Имеет представление об инфраструктуре в мире, которая необходима для развития цифровой экономики
  • Знает о возможностях и инфраструктуре для создания продуктов для рынка интернета вещей в России, механизмы их коммерциализации и доведения до конечного потребителя
  • Знает о возможности и инфраструктуре для создания продуктов для рынка робототехники, механизмы их коммерциализации и доведения до конечного потребителя
  • Имеет представление о возможности поддержки создания и реализации цифрового продукта, регламентированные международными организациями (дотации, субсидирование, пошлины, финансирование, институты кредитования и страхования и проч.)
  • Способен привести аргументацию выбранного цифрового продукта, его концепцию, а также провести конкурентный анализ, показатели деятельности компании, прогноз денежных потоков компании; механизмы коммерциализации и монетизации продукта
  • Способен объяснить суть проекта в сфере цифровой экономики, привести подходы к решению существующей проблемы с использованием графического, аналитического анализа, а также аргументировать практическую пользу решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину: Ознакомление с системой оценки и содержанием курса. Рассмотрение основных понятий цифровой экономики. Распределение тем по кейсу 1 и кейсу 2
    Введение. Индустрия 4.0, Общество 5.0, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Программа «Национальная технологическая инициатива 2035», Фонд развития интернет-инициатив; распределение проектов для кейса 1; распределение проектов для кейса 2. На первом и последующих занятиях в течение каждой пары выделяется по 15 мин для решения кейса 1 и 15 мин для решения кейса 2, всего 30 мин. Для удобства преподаватель может распределить время для работы над кейсом по своему усмотрению.
  • Изучение международного опыта адаптации национальных экономик к цифровой экономике
    Цифровая экономика в развитых и развивающихся странах. Обсуждение цифровых повесток дня. Работа над кейсовыми заданиями.
  • Изучение торговых потоков цифровых товаров и услуг - Практическая работа 1
    Статистические данные развития цифровой экономики в мире. Ведущие компании мира, реализующие стратегию развития цифровой экономики. Презентация студентов на тему «Реализация цифровой стратегии в компании[Название международной компании (ТНК)]»(Практическая работа №1). Работа над кейсовыми заданиями.
  • Национальное и международное законодательство по налогообложению и регулированию связанных с цифровой экономикой отраслей - Практическая работа 2
    Налогообложение цифровой торговли в мире и в России. Защита практической работы 2 «Сравнительный анализ развития цифровой экономики в [развитая страна] и [развивающаяся страна]» или «Сравнительный анализ развития цифровой экономики в [страна первого региона] и [страна второго региона]». Работа над кейсовыми заданиями.
  • Развитие сотрудничества экономических институтов в условиях цифровой экономики - Практическая работа 3
    Инфраструктура в мире и в России, необходимая для развития цифровой экономики. Защита практического задания №3 «Создание дорожной карты развития цифровой экономики в [регионе Российской Федерации]». Обсуждение кейсовых заданий.
  • Защита кейса №1.
    Аргументация выбора продукта для реализации (какую проблему решает, в чем его польза). Общая концепция продукта (суть; команда проекта; клиентский сегмент (целевая аудитория); конкурентный анализ; показатели деятельности компании; прогноз денежных потоков компании; механизмы коммерциализации и монетизации продукта). Landing page продукта. Анализ рынка, потребительских предпочтений. Демонcтрация mvp.
  • Защита кейса №2 (согласно договоренности с практикующим специалистом)
    Суть проекта. Подходы к решению. Решение (графический, аналитический анализ). Аргументация практической пользы решения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Подключайтесь заранее с настоящими фамилией и именем, имейте при себе пропуск НИУ ВШЭ. Веб-камеры должны быть обязательно включены на протяжении всего экзамена в целях проведения внутреннего прокторинга НИУ ВШЭ. Включение микрофонов будет регулироваться указаниями экзаменаторов. Вам предстоит выполнять задание ручкой на чистых листах бумаги (рекомендуется А4 без клеток и линеек). Задания подразумевают ответы строго на основе изученного в рамках дисциплины материала - лекций, семинаров и домашних заданий. Вы (в т.ч. лицо, руки) вместе с бумагой и ручкой должны постоянно находиться полностью в поле зрения экзаменаторов через веб-камеру компьютера/планшета, с которого подключены к Zoom. Подготовьте рабочее место и настройте оборудование заранее. Обратите внимание, что подключение к Zoom c телефона может не обеспечить подходящий обзор, а также не позволит выполнить требование по фотографированию работы с сохранением обзора Вас и Вашего рабочего места. На экзамене будет задействована стандартная технология прокторинга, применяемая на экзаменах и олимпиадах НИУ ВШЭ. Образец расположения студентов перед камерой доступен в начале ролика на официальной странице НИУ ВШЭ: https://www.hse.ru/studyspravka/distance_stud_proctor По истечении времени, отведенного на выполнения основной части задания (на 30 минут, 80% заданий и оценки), Вам нужно будет отложить ручку и по указанию экзаменаторов в течение пяти минут сфотографировать выполненные задания в читабельном качестве и прислать фотографию (фотографии) в формате JPG/PDF на почту кафедры торговой политики tradepolicy@hse.ru со своей корпоративной студенческой почты. После этого желающим будут предложены задания повышенной сложности уровня оценок "9-10" (на 10 минут, 20% заданий и оценки), которые базируются на предыдущих заданиях и будут проверяться только при полном и правильном выполнении всей основной части. Оцениваются только сданные в срок работы, при выполнении которых Вы постоянно находились в поле зрения экзаменаторов и не нарушали правил проведения экзамена. Соблюдение процедуры экзамена проверяется записями экзаменаторов и путем просмотра видеозаписи. В случае, если Вы сомневаетесь в работоспособности оборудования и качества связи, во избежание сбоев и переноса сдачи экзамена Вы имеете право воспользоваться компьютерной техникой в зданиях НИУ ВШЭ (заранее узнайте соответствующую информацию в учебном офисе или на сайте, предупредите преподавателя).
  • неблокирующий Работа на занятиях
    От итоговой оценки составляют: • 9% - посещаемость и работа во время занятий • 6% - ответы на google-формы • 15% - защита индивидуальной презентации • 10% - обсуждение обязательной литературы по курсу • 20%- защита проекта в сфере цифровой трансформации в группе
  • неблокирующий Онлайн-курс по основам цифровой трансформации
    Вес 15%
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Онлайн-курс по основам цифровой трансформации + 0.6 * Работа на занятиях + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 433 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08835-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/67165BA0-6E93-472A-BA9B-6394864BFAF2
  • Калинин Н.В. - Современные тренды управления и цифровая экономика. От регионального развития к глобальному экономическому росту - Русайнс - 2019 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-3761-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933862
  • Тесленко И.Б. - Цифровая экономика - Русайнс - 2018 - 284с. - ISBN: 978-5-4365-3040-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931325
  • Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 381 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5ad4a677581404.52643793. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945447
  • Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 381 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5ad4a677581404.52643793. - Режим доступа:
  • Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : учебник / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 479 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad4a78dae3f27.69090312. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/995938
  • Электронная коммерция: Учебное пособие / Кобелев О.А.; Под ред. Пирогов С.В., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2017. - 684 с.: 60x84 1/16 ISBN 978-5-394-01738-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/340852

Рекомендуемая дополнительная литература

  • World Investment Report 2017 : investment and the digital economy / prepared by a team led by James X. Zhan ; United Nations Conference on Trade and Development. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.510953174
  • Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156
  • Основы торговой политики и правила ВТО, Данильцев, А. В., 2005
  • Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Мардеян Н.А., Гассиева З.П., и др. - Цифровая трансформация российского бизнеса - Русайнс - 2019 - 455с. - ISBN: 978-5-4365-3798-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933886