• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2.8. Общие проблемы соотношения права и механизмов ВТО и ЕАЭС, инструменты обеспечения их совместимости


Любая правовая система в силу естественных причин, связанных с динамикой развития общественных отношений, изменением обстоятельств, появлением новых вызовов, неизбежно сталкивается с таким негативным явлением, как конфликты (коллизии) различных входящих в нее норм и предписаний. Юридические коллизии создают определенные препятствия для нормального функционирования правовой системы, поскольку порождают ситуацию неопределенности, предполагая сразу несколько вариантов решения одного и того же правового вопроса, тем самым затрудняя правоприменительную деятельность.

Для преодоления подобных коллизий в юридической практике предусмотрено несколько общепринятых правил. Во-первых, если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по времени акт, исходя из принципа, согласно которому «закон последующий отменяет закон предыдущий». Во-вторых, если акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой по принципу иерархии. Например, при конфликте между законом и подзаконным нормативным актом (указом, постановлением, правительства, министерства) приоритет имеет первый. В-третьих, если расходятся общий и специальный акты одного уровня, то преимущество имеет специальный акт.

Описанные приемы могут с успехом применяться для решения юридических коллизий внутри какой-либо одной регуляторной системы. Однако если возникает коллизия между нормами двух разных, формально не связанных между собой иерархической подчиненностью регуляторных комплексов (или правовых режимов), классические коллизионные правила оказываются неэффективными. Именно такая ситуация возникает применительно к праву ВТО и праву Евразийского экономического союза, которые регулируют сходные правовые отношения, но при этом не подчиняются друг другу и представляют собой самостоятельные правовые режимы. Использование механизмов, заложенных в Венской конвенции о праве международных договоров, в данном случае довольно затруднительно.

Риск возникновения коллизий между правом Евразийского экономического союза и правом ВТО в действительности реально существует, так как их сферы регулирования частично совпадают (в частности, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры). Кроме того, следует учесть и тот факт, что страны ЕАЭС вступали в ВТО на разных условиях, которые довольно непросто привести к единому знаменателю, а также то обстоятельство, что пока еще не все страны-члены ЕАЭС стали членами ВТО (исключение составляет Белоруссия и Казахстан, который должен скоро стать полноправным членом ВТО). Соответственно, международные обязательства государств, взятые на себя в рамках ВТО и в рамках ЕАЭС, не совпадают. Схематично существующие взаимосвязи могут быть изображены следующим образом: 


В таких условиях на первый план выходит необходимость согласования, синхронизации регулирования в рамках этих двух правопорядков. И право ВТО, и право ЕАЭС содержат в себе определенные нормы, которые направлены на преодоление возможных коллизий.

С точки зрения права ВТО такими нормами являются положения, посвященные особенностям правового регулирования в рамках таможенных союзов. Так, пункт 5 статьи XXIV ГАТТ-1994 предусматривает, что его положения не препятствуют образованию территориями Договаривающихся Сторон таможенного союза, при условии, что пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении торговли с Договаривающимися Сторонами, не являющимися участницами такого союза или соглашения, установленные при учреждении такого союза или заключении временного соглашения, не являются в целом более высокими или более ограничительными, чем общее значение пошлин или мер регулирования торговли, применявшихся в составляющих его территориях до образования такого союза. Если при формировании таможенного союза оказывается, что Договаривающаяся Сторона должна увеличить ставку пошлины (которая, допустим, в таможенном союзе является более высокой), то применяется процедура, изложенная в статье XXVIII ГАТТ-1994, которая предусматривает возможность модификации обязательств по праву ВТО через переговорный процесс с другими членами ВТО. Аналогичные положения применительно к торговле услугами содержатся в статье V ГАТС, которая также позволяет отступать от общих обязательств по праву ВТО при выполнении определенных условий в рамках таможенных союзов.

С точки зрения права ЕАЭС центральную роль в вопросе согласования правопорядков ВТО и ЕАЭС играет Договор от 19.05.2011 «О функционировании Таможенного Союза в рамках многосторонней торговой системы» (далее – Договор 2011 года), который является неотъемлемой частью права ЕАЭС (приложение N 31 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года). Договор 2011 года изначально преследовал цель избежать противоречий между обязательствами членов Таможенного союза и из членства в ВТО. Для этого в Договоре 2011 года был заложен определенный механизм, который применяется для снятия потенциальных противоречий норм ЕАЭС и ВТО[1]. Основными подходами, на которых базируется Договор 2011 года, являются следующие.

Во-первых, Договор 2011 года провозглашает Марракешское соглашение об учреждении ВТО (далее - Соглашение ВТО), включая обязательства государств-членов ЕАЭС, принятые ими в качестве условий присоединения к ВТО, составной частью правовой системы ЕАЭС (пункты 1 и 3 статьи 1 Договора 2011 года).

Во-вторых, Договор 2011 года устанавливает приоритет Соглашения ВТО, включая обязательства государств-членов ЕАЭС, принятые ими в качестве условий присоединения к ВТО, над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках ЕАЭС, и решений, принятых его органами, так как члены ЕАЭС обязались принимать меры для приведения правовой системы ЕАЭС и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО (статья 2.1 Договора 2011 года).

Во-третьих, Договор 2011 года исходит из необходимости проведения скоординированной политики государств-членов ЕАЭС и органов ЕАЭС в их отношениях с ВТО (пункты 3, 4 и 5 статьи 1 Договора 2011 года).

В-четвертых, Договор 2011 года не препятствует более либеральному регулированию международной торговли в рамках ЕАЭС по сравнению с тем, что требуется согласно Соглашению ВТО (пункт 3 статьи 2 Договора 2011 года).

Действие механизма, заложенного Договором 2011 года, можно проиллюстрировать на конкретных примерах, касающихся отдельных стран ЕАЭС.

Россия

В связи со вступлением России в ВТО в 2012 году положения Соглашения ВТО, как они определены в "Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», стали частью правовой системы Таможенного союза (затем – ЕАЭС). По этой причине ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС должны соответствовать тому, что было зафиксировано в указанном протоколе согласно пункту 2 статьи 1 Договора 2011 года.

Казахстан

27 июля 2015 года Казахстан подписал Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Данный протокол содержит пониженные ставки тарифа по сравнению со ставками Единого таможенного тарифа ЕАЭС, которые Казахстан обязался применять.

В связи с этим возникла необходимость внесения соответствующих изменений в правовое регулирование на уровне ЕАЭС (пункт 3 статьи 1 Договора 2011 года), несмотря на то, что обязательства Казахстана в соответствии с Протоколом о присоединении к ВТО напрямую не распространялись на других членов ЕАЭС. Впоследствии были приняты документы определяющие особенности обращения некоторых товаров, ввезенных на территорию Казахстана из третьих стран или происходящих с территории Казахстана (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 N 59 "О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин", "Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза" от 16.10.2015), а также даны соответствующие поручения о проработке вопроса о возможности изменения ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) в отношении отдельных товаров в соответствии с обязательствами Казахстана перед ВТО (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 N 22 "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации").

Армения

В связи с подписанием 10.10.2014 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, которая уже на тот момент была членом ВТО, также возник вопрос о необходимости согласования правового режима ЕАЭС и обязательств Армении согласно Соглашению ВТО, поскольку ставки ввозных таможенных пошлин не являлись унифицированными с Единым таможенным тарифом ЕАЭС, хотя с формальной точки зрения обязательства Армении и не распространялись на другие государства - члены ЕАЭС.

В этой целью решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 113 был  утвержден «Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», который определил особенности обращения некоторых товаров, ввезенных на территорию Армению из третьих стран или происходящих с территории Армении. Кроме того, в разделе IV Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 10.10.2014 содержались нормы о том, что после присоединения Армении к ЕАЭС с членами ВТО будут проводиться переговоры по изменению соответствующих тарифных обязательств Армении. Здесь также сохраняется возможность внести соответствующие изменения в Единый таможенный тариф ЕАЭС по итогам переговоров по правилам ВТО.

Киргизия

В связи с подписанием Договора от 23.12.2014 о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, которая на тот момент, как и Армения, уже была членом ВТО, возникли схожие проблемы адаптации правовых режимов.

С этой целью 08.05.2015 был подписан "Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", который детально определил особенности переходного периода вхождения Киргизии в ЕАЭС, включая вопросы таможенно-тарифного регулирования и вопросы, связанные с членством в ВТО, аналогичные тем, которые  содержались в Договоре о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 10.10.2014.

Республика Беларусь

Республика Беларусь еще не стала членом ВТО, что объясняет отсутствие расхождений между ее обязательствами по ВТО и участием в ЕАЭС. Она является единственным государством ЕАЭС, за которым сохраняется право легально отступать от положений Соглашения ВТО на основании пункта 6 статьи 1 Договора 2011 года.

Вполне очевидно, что подходы в области соотношения права и механизмов ВТО и ЕАЭС, а также инструменты обеспечения их совместимости находятся в стадии формирования, они будут уточняться и детализироваться в дальнейшем по мере накопления соответствующего опыта, в том числе (что нельзя исключать) и через судебное толкование соответствующих положений Судом Евразийского Экономического Союза.

Основным правовым инструментом, позволяющим обеспечить совместимость права ЕАЭС и ВТО в настоящий момент, является Договор 2011 года, который придает необходимую эластичность праву ЕАЭС. Данный международный акт позволяет индивидуально подходить к ситуациям вступления в ЕАЭС новых государств, которые до этого уже стали членами ВТО (Армения, Киргизия), а также вступления в ВТО участников ЕАЭС (Казахстан), при этом не допуская противоречий между правовыми режимами ЕАЭС и ВТО. Преимуществом указанного документа является и то, что он обязывает государства члены ЕАЭС и органы ЕАЭС проводить скоординированную политику в отношениях с ВТО.


[1] О толковании данного Договора Судом Евразийского экономического сообщества см. решение от 24.06.2013  «Об отказе в удовлетворении заявления о признании не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе"


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.