• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2.1. Проблемы и подходы к применению ключевых недискриминационных принципов (РНБ и НР)


Цель и экономический смысл

Практически любые торговые ограничения (и, как правило, меры регулирования) можно представить как дискриминацию. Например, импортные пошлины дискриминируют иностранные товары относительно местных, т.к. они облагаются дополнительным налогом. Товары, для ввоза которых требуется получение лицензии, находятся в мене выгодном положении относительно товаров, которые ввозятся свободно и поэтому также подвергаются дискриминации (то же можно сказать и об их поставщиках).

Поэтому невозможно создать справедливые и равные условия конкуренции, не решив вопрос о дискриминации. Собственно многосторонние правила применения мер регулирования можно рассматривать как правила «узаконенной» дискриминации, которая будет применяться таким образом, чтобы не вносить только неизбежные и оправданные искажения в конкурентную среду. В остальных случаях требуются универсальные правила и принципы, которые бы обеспечили недискриминационный ход торговли.

Обеспечение недискриминации сталкивается с проблемами на двух направлениях - дискриминация между отдельными странами и дискриминация между национальными и иностранными товарами, услугами, фирмами. С ними связана реализация двух важнейших принципов регулирования международной торговли, которые в целом обеспечивают ее недискриминационный характер: принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и принцип национального режима НР).

Проблема дискриминации между странами решается посредством использования режима наибольшего благоприятствования (режима наиболее благоприятствуемой нации).

Режим наибольшего благоприятствования

Режим наиболее благоприятствуемой нации означает следующее: наилучший режим, предоставляемый любой стране, должен быть предоставлен всем остальным странам. Другими словами любое преимущество, предоставляемое в отношении товара, происходящего из наиболее благоприятствуемой нации (вне зависимости от того является ли она членом ГАТТ или нет) должно быть предоставлено всем аналогичным товарам, происходящих из остальных членов. Данное положение в соответствии с ГАТТ применяется как к импортируемым, так и к экспортируемым товарам. Данное положение также применяется к услугам и поставщикам услуг в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и к наличию и обеспечительным мерам в отношении национальных прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)[1]

Режим наибольшего благоприятствования накладывает существенные ограничения, так как в соответствии с ним страны не могут предоставлять преимущества «хорошим соседям» или пользоваться уникальными преимуществами от взаимных торговых уступок, согласованных с другой страной.

Однако принцип недискриминации между торговыми партнерами рассматривается как жизненно важный принцип для быстрого и справедливого распространения преимуществ от либерализации торговли (поэтому его значении в многосторонних договорах намного возрастает по сравнению с двусторонними). РНБ обладает эффектом мультипликатора, благодаря которому уступки, «выторгованные» одной или нескольким странами, трансформируются в преимущества для всех членов многостороннего соглашения. Данный принцип обеспечивает равенство возможностей для всех иностранных торговых партнеров в отношении получения преимуществ от либерализации рынков, а не только для больших государств, обладающих преимуществами в форме больших переговорных ресурсов и альтернативных рынков и способных заключать особенно выгодные двусторонние соглашения.

Предшествующие договоренности

Механизм РНБ был известнее и ранее. Впервые он встречается в договоре между Францией и Англией в середине XIX века. До Первой мировой войны обычной практикой было предоставление только обусловленного РНБ в отношении товаров некоторых торговых партнеров, так как преобладала точка зрения, что обмен уступками должен осуществляться на условиях приблизительно равного обмена (другими словами, вы предоставляете преимущество торговому партнеру в случае, если вы уверены в получении взаимных преимуществ). Однако для того чтобы работал эффект мультипликатора, РНБ должен предоставляться на безусловной основе. Тем не менее, безусловность не применялась единообразно в отношении всех элементов ГАТТ 1947. С объединением Генерального соглашения и его прилагаемых соглашений в одно единое соглашение в рамках Уругвайского раунда обусловленные обязательства в отношении РНБ стали безусловными во всех, за исключением некоторых, случаях.

Исключения до сих пор действуют в отношении необязательных соглашений с ограниченным кругом участников, в отношении развивающихся стран, а также зон свободной торговли и таможенных союзов, предусмотренных Статьей 24.

Сфера охвата

Механизм РНБ применяется прямо или косвенно  практически во всех соглашениях ВТО и для подавляющего числа инструментов. Исключения составляют:

1.  Региональные торговые соглашения (РТС).

2.  Предоставление преференций развивающимся странам.

3.  Приграничная торговля.

Принцип РНБ возник как, прежде всего, правила применения таможенных пошлин и на практике выражался в применении одинаковых ставок пошлин ко всем странам, которым предоставлен РНБ. При этом более благоприятные условия могли применяться в случаях изъятий из РНБ, например беспошлинный режим в рамках зон свободной торговли или льготный режим обмена товарами по соглашениям о приграничной и прибрежной торговле.

К настоящему времени он применяется в отношении большинства элементов многосторонних договоренностей. В частности: таможенных пошлин, правил транзита, применения налоговых инструментов, технических барьеров, количественных ограничений.

Для некоторых инструментов регулирования предусматривается селективная основа применения, в силу их природы – например антидемпинговые меры. В этом случае не требуется идентичности применения меры, однако требуется применение ее на недискриминационной основе, т.е. на основе одинаковых правил, принципов и подходов. Таким образом, и в данном случае имеет место применение принципа недискриминации, хотя и в более общей, менее конкретной форме. Принцип недискриминации проявляется здесь не в необходимости фактического применения одних и тех же мер регулирования, а в необходимости единообразной общей практики применения правил введения тех или иных ограничений. Это же относится и к таким вопросам, как применение процедур определения таможенной стоимости или станы происхождения. Нормы ГАТТ прямо указывают на необходимость практики их одинакового применения к товарам, которые происходят из всех стран-участников соглашения, хотя и не ссылаются прямо на принцип РНБ. Причины этого аналогичны рассмотренному выше случаю.

Одним из наиболее трудных и до конца не разрешимых вопросов при использовании механизма РНБ является проблема соотношения идентичности меры и обеспечения фактически равного положения участников торговли (которые сами являются различными по своим параметрам). Например, является ли дискриминационным требование о предоставлении документации на языке страны импорта или нет (на практике – нет, но фактически это ставит участников торговли в неравное положение).

Споры, в том числе в рамках ОРС ВТО

Имеется большое число споров, связанных с РНБ.

Национальный режим

В то время как РНБ запрещает дискриминацию между иностранными государствами, национальный режим запрещает дискриминацию между иностранными и отечественными товарами, услугами и поставщиками услуг, а также между иностранными и отечественными обладателями прав интеллектуальной собственности. К примеру, с момента как иностранный товар выпущен в свободное обращение таможней, в отношении него не могут применяться условия, отличные от условий, применимых к аналогичным отечественным товарам (под аналогичным товаром понимается товар, который либо полностью идентичен, либо имеет в основном схожие характеристики с рассматриваемым товаром). Таким образом, применение национального режима - предоставление иностранным товарам, услугам, капиталам, лицам правового режима, который одинаков, или не менее благоприятен, чем тот, который применяется к аналогичным отечественным товарам, услугам, капиталам, лицам[2].

Необходимо отметить, что «не менее благоприятный» не всегда означает одинаковый режим – вопрос в том является ли другой режим менее благоприятным для импортных товаров (по отношению к импортному товару может применяться режим лучший, чем по отношению к отечественному товару). Более того, национальный режим необязательно означает очень выгодный режим – до тех пор, пока режим, применяемый к отечественным и иностранным товарам равнозначен. Например, в ГАТС выполнение требований в отношении обязательств по национальному режиму требует, чтобы условия конкуренции для иностранных компании были не хуже, чем условия конкуренции для отечественных компаний.

Сфера охвата

Цель использования принципа национального режима - предотвратить использование в качестве протекционистской меры дискриминацию иностранных товаров (услуг, капиталов) за счет внутренних мер регулирования - внутренних налогов, правил продажи и т.п., которые не имеют прямого отношения к регулированию импорта, но могут создать условия, неблагоприятные для обращения иностранных товаров на внутреннем рынке. Это делает применение национального режима тесно взаимосвязанным с внутренним регулированием. Таким образом, применение национального режима относительно сильно вторгается в суверенитет любой страны. Поэтому применение национального режима не является универсальным. В частности, в торговле услугами ГАТС требует предоставлять национальный режим только в тех секторах услуг, по которым приняты обязательства по доступу на рынок. И в этом случае это будет являться предметом переговоров.

Изъятия – в торговле товарами национальный режим не применяется в отношении субсидий и государственных закупок. В последнем случае он применяется в рамках Соглашения по государственным закупкам, которое является соглашением с ограниченным числом участников.

Национальный режим может применяться и на двусторонней и взаимной основе – например, это часто происходит в сфере инвестиции или государственных закупок.

Применение национального режима является источником значительного числа споров.

Базовые статьи, содержащие общие положения по недискриминационным признакам.

 

РНБ

Национальный режим

ГАТТ 1947

Статья I.1

 Статья III. 1 и III. 4

ГАТС

 Статья II

 Статья XVII

ТРИПС

 Статья IV

 Статья III

 

 


 

[1] Предоставление режима набольшего благоприятствования (РНБ, англ. MFN) означает распространение на страну, которой такой режим предоставлен любых уступок, которые были предоставлены любой третьей стране: “... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленные любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон” (ГАТТ 47, Статья I).

[2] В соответствии  с п.3.1 и 3.4 Статьи III ГАТТ 47, национальные меры в отношении товаров не должны применяться к отечественным или иностранным товаров таким образом, чтобы обеспечивать защиту отечественному производству. Товарам с территории любой договаривающейся стороны, импортируемым на территорию любой другой договаривающейся стороны, должен предоставляться режим, не менее благоприятный чем режим, предоставляемый аналогичным товарам отечественного происхождения     


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.